Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии
.RU

Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии

Введение

Изучение поэтического авангарда – актуальная тема в литературоведении. Одной из причин является то, что литературный авангард в течение достаточно долгого времени находился за рамками литературоведческих интересов. Основные исследования русского авангарда появляются преимущественно в течение последних нескольких десятилетий, при этом наблюдается широкий спектр точек зрения. Н.С. Сироткин, оговаривая предпосылки возникновения и бытования авангардной культуры, отмечает: «По традиции относительно русского искусства под «авангардом» обычно понимается, прежде всего, творчество художников – М. Ларионова и Н. Гончаровой, П. Филонова, К. Малевича, В. Татлина и других, а в литературе – главным образом творчество поэтов-футуристов» (А. Крученых, Д. Бурлюка, В. Хлебникова В. Каменского, В. Маяковского и др.).

Но, так или иначе, рамки литературного авангарда традиционно определяются творчеством футуристов. В своём исследовании мы обращаемся к творчеству одного из представителей этого течения – В.В. Маяковскому.

Заметим, что в своем историческом развитии авангард прошел несколько этапов: становление (1910-е гг.), развитие (1920-е гг.), период латентного существования (1950–60-е гг.).

Как правило, на этом периодизация заканчивается. Однако, кажется, что можно выделить еще один период развития этого типа поэзии. Многие осевые авангардные установки реализовались в русской рок-поэзии, мощном поэтическом течении, появившемся в конце ХХ века.

Русская рок-поэзия тематически и стилистически чрезвычайно неоднородна. Сам термин «рок-поэзия» является достаточно условным и выполняет скорее «собирательную», нежели определяющую функцию, так как свести творчество всех рок-поэтов к одной литературной традиции или одному художественному методу не представляется возможным. В связи с этим вопрос о литературной традиции, применительно к русскому року до сих пор остается открытым.

В нашем исследовании мы будем рассматривать преемственность традиции изображения города в творчестве представителя футуризма В.В Маяковского и рок-поэта Ю. Шевчука.

Таким образом, тема курсовой работы относится к числуактуальных, так как позволяет интерпретировать феномен русской рок-поэзии в аспекте литературной традиции; изучить конкретный образ – образ города; составить представление о преемственности модели мира в современных текстах рок-поэзии.

Объектом исследования является образ города в творчестве двух поэтов – Ю. Шевчука и В. Маяковского. Это дает возможность рассмотреть становление, развитие и, в какой-то мере, модернизацию данного понятия.

Предмет исследования – традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии.

Цель курсовой работы – выявить своеобразие преломления авангардной традиции в развитии современной русской рок-поэзии.

Соответственно поставленной цели, надо разработать следующие задачи:

1) Раскрыть объем основных теоретических понятий «образ», «традиция», «картина мира», «поэтика»;

2) Исследовать связи «картины мира» и «поэтики» русского футуризма и рок-поэзии;

3) Проанализировать специфику художественной трактовки образа города в творчестве В.В. Маяковского;

4) Проанализировать специфику воплощения образа города в творчестве Ю. Шевчука;

5) Выявить диалогические связи образа города творчества В.В. Маяковского и Ю. Шевчука в ракурсе литературной традиции.

1. Теоретические понятия

образ поэтика рок футуризм

Образ художественный – категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто – действующее лицо литературного героя), например, образ войны, народа. Само терминологическое словосочетание «образ кого-то» или «образ чего-то» указывает на устойчивую способность художественного образа соотноситься с внехудожественными явлениями, вбирать внеположную ему действительность; отсюда господствующее положение этой категории в эстетических системах, устанавливающих специфическую связь искусства с не-искусством – жизнью, сознанием и т.д.

Традиционно специфика образа определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления. А) как отражение действительности образ в той или иной степени наделен чувственной достоверностью, пространственно-временной протяженностью, предметной законченностью и самодостаточностью и другими свойствами единичного, реально бытующего объекта. Однако образ не смешивается с реальными объектами, ибо выключен из эмпирического пространства и времени, отграничен рамкой условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему, «иллюзорному» миру произведения. Б) будучи не реальным, а «идеальным» объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез и прочих мыслительных конструкций. Образ не просто отражает, но и обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем, случайном – сущностное, неизменно пребывающее, вечное. Однако, в отличие от абстрактного понятия, образ нагляден, не разлагает явления на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет чувственную целостность и неповторимость. Сама по себе познавательная специфика образа как единства чувственного отражения и обобщающей мысли не определяет его художественной уникальности, ибо в известной мере присуща и публицистическим, морально-прикладным, теоретически-иллюстративным образам.

Художественная специфика образа определяется не только тем, что он отражает и осмысливает существенную действительность, но и тем, что он творит новый, небывалый, вымышленный мир. Творческая природа образа, как и познавательная, проявляется двояко.

А) художественный образ есть результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с неограниченными духовными запросами и устремлениями человека, его целенаправленной активностью и целостным идеалом. В образе наряду с объективно существующим и сущностным, запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, то есть все, что относится к субъективной, эмоционально-волевой сфере бытия, его непроявленным внутренним потенциям.

Б) в отличие от чисто психических образов фантазии, в художественном образе достигается творческое преображение реального материала: красок, звуков, слов, создается единичная «вещь» (текст, картина, спектакль), занимающая свое особое место среди предметов реального мира. Объективируясь, образ возвращается к той действительности, которую отобразил, но уже не как пассивное воспроизведение, а как активное преображение её.

Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение – такова внутренне подвижная сущность образа в его двусторонней обращенности от реального к идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному (в процессе творчества).

Основная функция литературного образа придать словам ту бытийную полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи; преодолеть онтологическую ущербность знака (разрыв между материей и смыслом), обнаружить по ту сторону условности безусловность.

Специфика словесного образа проявляется во временной его организации. Поскольку речевые знаки сменяются во времени (произнесения, написания, восприятия), то и образы, воплощенные в этих знаках, раскрывают не только статическое подобие вещей, но и динамику их превращения.

Образ многолик и многосоставен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного; через образ, соединяющий субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония.

Традиция – понятие в литературе, характеризующее преемственность в литературном процессе. Традиция – это культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставший для них творческим ориентиром. Осуществляя связь времен, традиция знаменует избирательное и инициативно-созидательное овладение наследием предшествующих поколений во имя решения современных художественных задач, и потому ей закономерно сопутствует обновление литературы.

Традиция осуществляет себя в качестве влияний (идейных и творческих) заимствований, а также в следовании канонам (преимущественно в фольклоре, древней и средневековой литературах). Часто выступая как сознательная, «программная» ориентация писателей и литературных направлений на прошлый опыт, традиция вместе с тем может входить в литературное творчество и стихийно независимо от намерений автора. В качестве традиции писателями усваиваются темы прошлой литературы, обусловленные социально и исторически («маленький человек», «лишний человек» в литературе 19 века) или обладающие универсальностью (любовь, вера, страдание, мир, война, смерть), а также нравственно-философские проблемы и мотивы (например, духовное прозрение в житиях и в произведениях Л.Н. Толстого), черты жанров (свойства древней эпопеи монументальных произведениях 19–20 вв. – «Война и мир», «Тихий Дон»), компоненты формы (тип стихосложения, стихотворные размеры, принципы портретной «живописи», приемы воссоздания психики).

Обладая исторической стабильностью, традиция вместе с тем подвержена функциональным изменениям каждая эпоха выбирает из прошлой культуры то, что именно для нее ценно и насущно. При этом сфера преемственности в каждой национальной культуре со временем меняется; так во второй половине 20 века она заметно расширилась (возрос интерес к средневековью, а также к и национальному искусству).

Подлинно творческое следование традиции в новейшее время не имеет ничего общего с культом старины и ее консервацией, а также с абсолютизацией прошлого искусства в качестве «вечного образца». С другой стороны «контркультурным» является недоверчиво-подозрительное отношение к преданию, рассмотрение традиции как тормоза литературы и искусства, что характерно, например, для авангардистских направлений начала 20 века (прежде всего для футуризма) новация здесь понималась как противостояние традиции и размежевание с классикой.


rimskaya-imperiya-v-i-veke-ne-pravlenie-dinastii-yuliev-klavdiev-i-flaviev-chast-8.html
rimskij-portret-ii-veka-ne-portret-vremeni-adriana.html
rimskoe-pravo.html
rinochnaya-stoimost-obiknovennih-i-privilegirovannih-akcij-szt-povestka-dnya.html
rinok-bankovskih-uslug.html
rinok-cennih-bumag-analiz-dohodnosti-kratkosrochnih-obligacij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obman-zreniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neobichnie-svojstva-obichnih-metallov-malikova-i-f.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/52-sostav-inzhenerno-geologicheskih-iziskanij-dopolnitelnietehnicheskie-trebovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-sfera-uslug-i-vstuplenie-v-vto-narodnohozyajstvennie-posledstviya-prisoedineniya-rossii-k-vto-moskva-2002-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-mikroprocessornogo-ustrojstva-cifrovogo-filtra.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zno-anglijskij-yazik-2009-s-otvetami-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-skazka-kak-zhanr-itogi-140-ii-beda-i-protivodejstvie-141-beda-141-snaryazhenie-geroya-v-put-142.html
  • education.bystrickaya.ru/21-dopolnitelnie-trebovaniya-k-sistemam-vnutrennej-kanalizacii-i-vodostokov-zdanij-i-sooruzhenij-v-osobih-prirodnih-i-klimaticheskih-usloviyah.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nadezhnost-v-normativno-metodicheskih-dokumentah-dlya-perspektivnogo-proektirovaniya-shem-razvitiya-elektricheskih-setej-energosistem.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya-svyatitel-serafim-sobolev-russkaya-ideologiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/olga-ivanovna-golubeva-i-vlast.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-teo-r-ii-upravleniya-napravlenie-podgotovki-654600-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-marketingovoj-deyatelnosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yubilejrajn-daki-hhari-kahunssa-hiasillashal-g-yu-gasanov-chelovek-slova-i-dela.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma.html
  • klass.bystrickaya.ru/antikorrozij-kontrolnaya-rabota-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-kostrome-otkroetsya-sportivnij-kompleks-21-v-kostrome-otkroyut-sportkompleks-ledovaya-arena-21-vhokkej-igrayut-nastoyashie-muzhchini.html
  • composition.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-yuridicheskogo-fakulteta-sudebnaya-medicina-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya-moskva-2009.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-meropriyatij-po-nadzoru-ogpn-moskovskogo-rajona-na-2009-g-stranica-14.html
  • klass.bystrickaya.ru/51-priglashenie-posoveshatsyais-118-charlz-haddon-sperdzhen.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-2-ya-grazhdanin-programma-vospitaniya-shkolnikov-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-elektrotehnicheskie-sistemi-plazmennih-ustanovok-cikl.html
  • report.bystrickaya.ru/izdanie-vtoroe-dopolnennoe-i-adaptirovannoe-dlya-shirokogo-kruga-chitatelej-stranica-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-13-o-bezopasnosti-lekarstvennih-sredstv-dlya-medicinskogo-primeneniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/predislovie-uroki-na-vsyu-zhizn.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-ot-rabochaya-programma-disciplini-istoriya-zarubezhnoj-literaturi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lektion-5-chislitelnie-skanirovanie-yanko-slavabiblioteka-fortda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnologiya-proizvodstva-kamennih-rabot.html
  • essay.bystrickaya.ru/belousova-ia-materiali-mezhdunarodnoj-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-21-aprelya-2009-g-g-ekaterinburg-rossiya-ekaterinburg-2009.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sir-arthur-conan-doyle-sir-nigel-1906-stranica-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekonomika-nedvizhimosti-napravlenie-podgotovki-080100-ekonomika-magisterskaya-programma-ekonomika-predprinimatelstva.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferencij.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovoj-raboti-po-disciplinam-buhgalterskij-finansovij-uchet.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-maya-2011-g-kompleksnaya-celevaya-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-68-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-himiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.