.RU

Тема: Философское содержание поэмы «Демон» - «Войсковой град»


Тема: Философское содержание поэмы «Демон».

^ Трагедия Демона и Тамары.

Поэма в живописи и в музыке.

Цель: 1) Познакомить с содержанием поэмы.

2) Дать представление о философских взглядах Лермонтова.

3) Рассказать о том, как изобразили Демона в своём творчестве

художник М. Врубель и композитор А. Рубинштейн.

4) воспитывать гордость за родную землю.

Оборудование: тесты (по количеству учащихся в двух вариантах), портреты М. Лермонтова, М. Врубеля, А. Рубинштейна, репродукции картин М. Врубеля, магнитофон, кассета с записью арий Демона из одноимённой оперы А. Рубинштейна, выставка книг Лермонтова, папки – раскладушки, посвящённые творчеству поэта.


^ Ход урока


  1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу по ознакомлению с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. На предыдущих уроках мы изучали лирику, основные её мотивы. Сейчас вам необходимо сосредоточиться и вспомнить всё.




  1. ^ Проверка домашнего задания пройдёт в форме теста. Ответы ставим крестиками на бланках. Не забудьте написать римской цифрой номер своего варианта, фамилию и имя. (Образцы тестов и бланков ответов прилагаются). После выполнения заданий тесты сдать, результаты будут известны на следующем уроке.




  1. ^ Работа над новым материалом.

    1. Объявление темы урока.

- Ребята, мы уже изучили много лирических произведений Лермонтова. Какова основная тема его творчества?

- С какими произведениями вы уже знакомы?

- Ранее вам было дано задание прочитать поэму «Демон». Сегодня мы поближе познакомимся с этой поэмой, побеседуем о философском её содержании, а также о том, какое отражение поэма нашла в живописи и в музыке. Запишите тему в тетрадь.

Эпиграфом к уроку взяты строки из стихотворения известного поэта начала XX века В. Я. Брюсова «К портрету Лермонтова», которое он написал после знакомства с поэмой «Демон».


^ Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски - прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

В. Я. Брюсов


2) Учитель: Да, в своём творчестве Лермонтов часто обращался к теме свободы. Герои его произведений – личности независимые, гордые, стремящиеся к действию, к борьбе, как горцы. Но находила ли в условиях социальной действительности 30 – 40 –ых годов такая личность применение своим силам?

(Нет, это было время после поражения восстания декабристов, подавленного властями. Поэтому мятежная личность была обречена на одиночество.)

- Да, это одиночество тяготит сильного человека, он пытается вырваться, но попытки оказываются напрасными. Поэма Лермонтова написана именно в такое время. Кстати, образ восставшего духа притягивал поэта с ранних лет. Ещё в 15 он написал в стихотворении «Мой Демон»:


^ Гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня.


Поэт готов приписать себе черты своего героя в стихотворении «Я не для ангелов и рая» (1831):


^ Как Демон мой,

Я зла избранник.


Этот образ сопровождал поэта на всём его творческом пути. А поэма «Демон» - любимое произведение Лермонтова. Работа началась ещё в 1828 году. Было несколько вариантов. Лишь шестой стал известен, когда Лермонтов окончательно определился, что действие будет происходить в горах Кавказа, когда В. Г. Белинский переписал текст. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы после смерти автора, в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Это была уже восьмая редакция.

Давайте выясним, как поняли вы, о чём эта поэма. (Учащиеся представляют на суд остальных своё понимание содержания.)


3) Словарная работа: Демон, чинара, часовня, Аврора, Херувим.


4) Учитель читает наизусть 1 и 2 главы из части первой.


5) ^ Работа над содержанием поэмы:


Пересказ содержания подготовленными ранее учениками.

1-ый: Итак, печальный Демон, дух изгнанья летал над грешной землёй и вспоминал лучшие дни своей жизни на ней. Он сеял зло, которое наскучило ему. Пролетая над Кавказом, презрительно окидывал взглядом красоты Грузии.

Далее речь идёт о грузинском князе Гудале, который построил в горах прекрасный дом. Его дочь, княжна Тамара, должна была выходить замуж. Невеста рада. Она танцует. Даётся описание её земной красоты. Пролетая, её увидел Демон.

- Что почувствовал Демон?

2-ой: Читает наизусть главу 9 из части первой.

- В это время к Тамаре с караваном едет жених. В дороге его убивает осетин. И вместо свадьбы в семье Гудала плач, стоны. Конь прискакал с телом мёртвого жениха. Тамара рыдает и – вдруг как будто слышит над собой волшебный голос, который утешает её, объясняя, что всё земное временно, неважно. Этот голос предлагает Тамаре свою дружбу.

^ 3-ий: Чтение ученицей наизусть середины 15 главы части первой.

- Что произошло, когда умолкли слова?

2-ой: Выразительное чтение 16 главы из части первой.

3 –ий: Часть вторая. Тамара говорит с отцом, сообщает, что никто из женихов ей не нужен, а также о том, что её терзает дух лукавый. Девушка просится в монастырь. Родные исполняют её желание, отвозят туда. Но и облачась в монашескую одежду, она часто слышит знакомую речь. Однажды вечером Демон прилетел в обитель. Тамара играла на чингуре и пела так, что Демон даже уронил слезу. Сначала не решался, но потом вошёл в келью, преодолев спор с божественным посланником Херувимом.

2-ой: Тамара беседует с Демоном. Он говорит, что хочет любить, что отрёкся от старой мести. Обещает Тамаре взять её в надзвёздные края и сделать такой же, какой сам, обещает ей дать всё. Затем целует её… И Тамара умирает. Сторож слышал крик и стон, но потом решил, что ему показалось.

Три дня и три ночи Тамару в гробу везли хоронить к склепу, который находился высоко в горах. Один из ангелов нёс душу Тамары в своих объятьях, но из бездны явился Демон и грозно сказал: «Она моя».

^ 1-ый: Чтение наизусть главы 16 из части второй.

- Чем закончилось произведение?

2-ой: Душа Тамары не узнала Демона. Он был страшен. Ангел забрал душу Тамары. Демон потерпел поражение.

Но жизнь продолжается, её законы вечны.

- Вот и всё содержание. Каков же сюжет? (Сюжет поэмы – несколько эпизодов, связанных с Демоном, когда-то изгнанным из рая. Основное внимание уделяется в поэме раскрытию внутреннего мира Демона.)

- Каков идейный смысл произведения?

(Размышления поэта о смысле жизни и назначении человека на земле.

Идейный смысл составляет трагедию мятежной личности, обречённой на бездействие, безуспешность попытки вырваться из условий, в которые она поставлена.)

- Так каков Демон?

(Это дух изгнанья; когда-то он был ангелом, но от толпы подвластных божеству духов отличался тем, что в нём была жажда к познанию. Тот, кто познаёт мир, начинает непременно сомневаться в его справедливости.)


6. Лекция: - А значит, и испытывать злобу против того, кто имеет признаки несовершенства и пороков. Ещё тогда, когда Демон был ангелом, он не задумывался над несовершенством божественного создания, и «не знал ни злобы, ни сомнения»: они пришли, когда мир был понят. Но в познании есть и огромная освобождающая сила: оно поднимает гордость, доказывает превосходство познающего над познаваемым. Поэтому Демон был вправе предложить Тамаре отрешиться от земного мира:

^ Пучину гордого познанья

Взамен открою я тебе.

Демон не мог вместе с другими ангелами петь хвалу тому, в ком разуверился. «Божие проклятье» изгнало его из царства гармонии. Он отвергнут друзьями, блуждает «в пучине мира без приюта». Согласно древней легенде Демон должен делать зло. Но злоба не является основной стихией «царя свободы». Ему скучно учить людей безверию, так как они слишком легко этому подчиняются. Его терзает не злоба, а «бессмысленная печаль», сознание того, что он одинок. Единственным исходом из своего одиночества ему представляется любовь к Тамаре. Но счастье не может быть достигнуто Демоном. Во имя любви он готов отречься от мести, веровать добру, ему кажется, что слёзы раскаяния переродят его. Но ему не побороть самого яростного порока. Как вы думаете, какого? (Он презирал человечество.)

- Весь людской род для него презрен, труд ничтожен и жалок: он всё «бесславил» и «хулил», даже благородное и прекрасное. Тамару он приглашает в надзвёздное пространство, говоря:


^ Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты.


Гибель Тамары и одиночество Демона «без упованья и любви» являются неизбежным следствием его «надменности», его обособления не только от мира верховных владык, но и от мира земли, на которой для него нет «ни истинного счастья, ни долговечной красоты»:


^ Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить,

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.


Такой поворот сюжета, эта выстраданная поэтом мысль о бесплодности замкнувшегося в себе одиночества, в конечном итоге – идея бесполезности индивидуального бунтарства была введена в поэму о духе зла. При всей фантастичности сюжета поэма выражала настроения передовых людей эпохи.

Образ Демона как воплощение протеста волновал многих деятелей культуры. Эта тема нашла отражение в музыке.

В конце 60-ых годов XIX столетия замечательный пианист, композитор и дирижёр, один из основателей Петербургской консерватории, которого в ту пору интересовала тема Востока, связанная с Кавказом, Антон Григорьевич Рубинштейн (портрет перед вами) создал свою лучшую оперу «Демон», где предпринял попытку отразить философскую, богоборческую проблематику поэмы Лермонтова.

Такой оперный герой, как Демон – настоящее открытие. Это первый в русской опере герой, в обрисовке которого акцент целиком сделан на раскрытие внутреннего душевного мира. Послушайте арию Демона в исполнении оперного певца А. Иванова. Называется она «Проклятый мир». (Слушание арии.)

- Как вы думаете, какие черты характера героя хотел подчеркнуть композитор? (Презрение к людскому роду, гордыню, мятежность.)

- А теперь обратите внимание на иллюстрации. Как вы уже догадались, все они к поэме «Демон» Лермонтова.

А автор их – Михаил Александрович Врубель. Обратите внимание на то, что это художник со своим индивидуальным стилем, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на грани. Именно с помощью такой техники написан «Демон сидящий». Лермонтов был любимым поэтом Врубеля. Многие стихотворения гения художник знал наизусть. Как и Лермонтов, ощущал в себе могучий дар великого пророчества. Главное их духовное родство состояло в стремлении обоих к возвышенному, величественно-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружающей их жизни, и потому их творчество стало трагичным. Вероятно, поэтому образ Демона являлся Врубелю до конца дней.

Целый цикл картин посвятил Врубель 50-летию со дня смерти Лермонтова. Некоторые шедевры из этого цикла перед вами. Всмотритесь ещё раз в Демона сидящего. Что вы можете сказать? Есть ли в его взгляде презрение к миру? (Нет.)

У Врубеля Демон – «дух страдающий, но не злобный». Художник ослабил по сравнению с литературным прототипом настроение презрения к миру, настроение бунта. Здесь Демон более человечный, печальный.

^ 4. Ответы на вопросы.

- Где происходят действия поэмы «Демон»?

- Лермонтов работал над созданием поэмы на протяжении всей своей творческой жизни. Долго выбирал он место, где должны были поселиться герои, перерабатывая произведение вновь и вновь. Как вы знаете, действия происходят в горах Кавказа. Выскажите своё мнение по этому поводу.

- Каким представил Демона поэт?

- Помогает ли произведение глубже понять душу самого Лермонтова, его настроение?

- Кто, кроме Михаила Юрьевича, обращался к теме Демона?


^ 5. Итог урока.


6. Домашнее задание.

- Вы обратили внимание на то, что мы не касались богатства языка поэмы. Дома в рабочих тетрадях дайте анализ изобразительно-выразительных средств, которые использовал Лермонтов в поэме «Демон», следующая встреча у нас в литературной гостиной, постарайтесь создать свой поэтический шедевр либо в лермонтовском стиле, либо о самом поэте.


^ Урок №4


Тема: Встреча с М. Ю. Лермонтовым.


Форма: литературная гостиная.


Цель: закрепить знания о жизни и творчестве Лермонтова; помочь учащимся уловить лучшие черты личности писателя; воспитывать чувство патриотизма; способствовать развитию творческих способностей у учащихся.


Оборудование: канделябры со свечами, магнитофон, кассета с записью «Патетической сонаты» Л. – В. Бетховена, романса «Парус» (музыка А. Варламова), романса «Выхожу один я на дорогу», портреты Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, фотографии с видами гор, рисунки Лермонтова с изображением Кубани, Кавказских гор, плакаты.


^ Ход урока



  1. Оргмомент.

Открывается дверь. Выходит хозяйка (учительница). Вместе с ней ученик, наряженный Лермонтовым и хорошо знающий жизнь и творчество поэта. Звучит тихая спокойная музыка.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Проходите. Присаживайтесь.



  1. ^ Объявление темы урока.


- Сегодня я пригласила в гости великого гения поэзии М. Ю. Лермонтова, который расскажет вам, почему тема юга России была интересна ему на протяжении всей творческой жизни.

Чтобы всем было у меня в гостях тепло и уютно, попросим гостя зажечь свечи.



  1. ^ Работа по теме.


Хозяйка:

- В. Г. Белинский писал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. Странное дело! – Кавказу будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм – «Кавказский пленник»… Грибоедов создал на Кавказе своё «Горе от ума». И вот является новый великий поэт – и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им…».

В изображении этого чудного края Лермонтов пошёл дальше своих предшественников. Он шире и глубже показал край синих гор и мужественных людей, который был для поэта символом свободы. Давайте вспомним стихотворения или отрывки из поэм, подтверждающие, что так и было.


^ Чтение наизусть учащимися стихотворений ( «Желание», «Кавказ», «Прощанье», «Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Черкешенка»).


Хозяйка:

- Уважаемый Михаил Юрьевич, может, Вы сами прочтёте какое-либо из своих стихотворений?


^ Гость читает отрывок из поэмы «Измаил-Бей».


- Есть в поэме «Измаил-Бей» ещё и такие строки:

Как я любил,

Кавказ мой величавый,

^ Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных громких бурь.

- Какое прекрасное признание в любви! За что же Вы так любите Кавказ?


Лермонтов:

- Я много времени провёл в тех местах, о которых писал. Ещё в детстве моя бабушка возила меня на лечение в Горячеводск ( теперь этот город переименовали в Пятигорск) трижды. И место службы – тоже Кавказ. Могу смело сказать, что знаю много секретов этого райского уголка России. Разве могут оставить равнодушным эти картины природы (показывает на фотографии с видами гор)?


Ученик:

- Мне кажется, что секрет красоты этих слов да и всех произведений Лермонтова состоит в умении увидеть и применить самые разные изобразительно-выразительные средства языка.

Поиски каждым из учащихся в произведениях о Кавказе, которые учили наизусть, эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и других приёмов; разговор о красоте языка лермонтовских произведений.

Хозяйка:

- Секрет красоты ещё и в том, что Вы, Михаил Юрьевич, умеете слушать людей, интересуетесь старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили на Кавказе. Мы знакомы с вашими записями, которые Вы делали где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Расскажите, пожалуйста, что послужило поводом к созданию поэмы «Аул Бастунджи»?


Лермонтов:

- В основу поэмы «Аул Бастунджи» легла легенда о Селимее, человеке с непреклонной и свободной натурой. Селим влюбился в прекрасную Зару, выданную замуж за его старшего брата. Зара втайне готова ответить на чувство Селима, однако она не может нарушить старинных обычаев. В порыве отчаяния и злобы Селим убивает Зару и сжигает саклю брата. От загоревшейся сакли вспыхнул огнём весь аул. События, о которых рассказывается в поэме, действительно происходили в районе Горячеводска между Машуком и Бештау. В детстве я видел развалины этого аула. Вот как потом зазвучала эта история:


^ Между Машуком и Бештау, назад

Тому лет тридцать, был аул, горами

Закрыт от бурь и вольностью богат. –

Его уж нет. Кудрявыми кустами

Покрыто поле: дикий виноград,

Цепляясь, вьётся длинными хвостами

Вокруг камней, покрытых сединой,

С вершин соседних сброшенных грозой!..

В ауле том без ближних и друзей

Когда-то жили два родные брата,

И в Пятигорске не было грозней

И не было отважней Ак-булата.

Меньшой был слаб и нежен с юных дней,

Как цвет весенний под лучом заката!

Чуждался битв и крови он и зла,

Но искра в нём таилась … и ждала…


- А какие из моих произведений о Кавказе знаете вы, в основу которых легла горская легенда?


(Желающие рассказывают об истории создания поэм «Кавказский пленник», «Черкесы», «Хаджи Абрек», «Беглец», стихотворения «Крест на скале».)

Лермонтов:

- А вы немало знаете. Вообще, за каждой моей работой какая-либо история из жизни южан. Меня настолько привлекает их быт, нравы, что я писал об этом и тогда, когда жил в Петербурге, в Москве.

Хозяйка:

- Встречи с интересными людьми оставляли след в вашем творчестве. Так, например, на Кавказе Вы познакомились с декабристами. Родилось стихотворение «Парус».


^ Слушание записи романса «Парус». Музыка А. Варламова.


- Да, я знал А. Бестужева-Марлинского. Кстати, вы сейчас слушали романс. Так вот стихотворение «Парус» родилось благодаря ему. В его поэме «Андрей, князь Переяславский» я обратил внимание на строку «Белеет парус одинокий», которая поразила меня своим лаконизмом и лирической интонацией. Одиночество, жажда бури – мой удел. Представил бушующее Чёрное море, крутые берега Тамани… Так появилось стихотворение, которое вы все знаете, и картина, которую вы видите (показывает акварель «Парус»). Очень полезно знакомиться с талантливыми людьми. Их на Кавказе много. Но особенно радостной и волнующей была встреча с А. И. Одоевским. Почти месяц «странствовали» мы, добираясь до места службы. Крепко подружились. Когда в 1839 году Одоевский умер, я сильно переживал. Посвятил ему задушевное стихотворение.


^ Но он погиб далёко от друзей…

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землёй чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей.

Ты умер, как и многие – без шума,

Но с твёрдостью. Таинственная душа

Еще блуждала на челе твоем,

Когда глаза закрылись вечным сном;

И то, что ты сказал перед кончиной,

Из слушавших тебя не понял ни единый…


- Встреча со ссыльным доктором Майером тоже оставила глубокий след в сердце моём. Мы бродили по склонам Машука, беседовали, пили крепкий чай, слушали музыку.


^ Слушание «Патетической сонаты» Бетховена.


- Открою вам секрет: именно Майер послужил прототипом для доктора Вернера из «Героя нашего времени».

Случилось однажды мне провести несколько дней в станице Червлёной среди гребенских казаков – и появились стихотворения «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», в последнем из которых в образе ребёнка, будущего воина – казака, и его матери – казачки поэтизируется народная жизнь. Мне интересны люди всех сословий.


Ученик:

- А что Вы можете сказать о поэме «Мцыри»?


Лермонтов:

- Я всю свою жизнь хотел быть свободным, независимым человеком. Ещё один секрет моего трепетного отношения к югу России состоит в том, что именно здесь я встретил огромное количество таких людей. Я восхищаюсь ими, и обо многих из них рассказал в своих произведениях. В поэме «Мцыри» изображена сильная, свободолюбивая личность. Молодой горец, с шестилетнего возраста находящийся в неволе, жил одной мыслью – вернуть себе свободу.

^ Я знал одной лишь думы власть –

Одну – но пламенную страсть:

Она, как червь во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской,

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.


- Вдохновляли меня на творчество картины природы. Так, в «Герое нашего времени» пейзажные зарисовки подчёркивают, оттеняют мысли и переживания Печорина. Может, какие-то из зарисовок вы помните?


^ Чтение учащимися отрывков из романа с описанием природы (из повестей «Тамань», «Княжна Мери»). Каждый гость высказывает свое мнение о прочитанном.


Хозяйка:

- Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и прозы Михаила Юрьевича Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством. Одну он показал сам. А вот ещё несколько. Всё это его работы. Он настоящий художник.


^ Рассматривание выставки.


- Уважаемый Михаил Юрьевич, иллюстрациями к каким произведениям является каждый из представленных Вами шедевров живописи?


(Лермонтов рассказывает о каждой из картин.)


Хозяйка:

- Ребята, сегодня в нашей гостиной мы вспомнили о многих произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова, о его мастерстве, чертах характера, самобытности. Ясно, что кроме таланта человек, чьё имя всегда рядом с именем Пушкина, ещё должен был сильно – сильно любить тот край, о котором писал. А писал он о Кавказе. Мы живем в местах, поэтизированных Лермонтовым. Нам есть на кого равняться. Есть у кого поучиться. Ранее я обращалась к вам с просьбой принести свои произведения, в которых вы рассказали о своем отношении к творчеству поэта, к Родине. Представьте их, пожалуйста, всем присутствующим. Михаил Юрьевич, эти творения ребята посвящают Вам.


^ Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Лермонтов объявляет победителя, который ещё раз читает своё стихотворение.


Это стихотворение победителя.

^ Люблю Кубани я простор,

Полей и рек цветной узор

И тот момент, когда волна

На берег выскочит одна,

Потом исчезнет в бездне моря.

Люблю, когда казачки, вторя,

С казаками поют про то,

Что нам, кубанцам, ну никто

Не будет в целом мире равным;

Всё о народе нашем славном,

О силе и о доброте,

И о духовной красоте.

Люблю сиреневый закат.

Восходу солнца очень рад.

Кубань прекрасная моя,

Всегда тобой любуюсь я.



  1. Итог урока: звучит тихая музыка, Хозяйка гостиной вместе с Лермонтовым оценивают работы учащихся.



Хозяйка:

- Уважаемый Михаил Юрьевич, вот и пролетела наша встреча. Спасибо за интересную и содержательную беседу, за то, что Вы есть и радуете нас своим творчеством (особенно произведениями о Кавказе, о Кубани), за то, что являетесь примером для творческих людей. Будем надеяться, в скором будущем кто-либо из наших учеников своим творчеством докажет, что любит Кавказ не меньше, чем любите его Вы. А наша встреча подходит к концу. Просим Вас погасить свечи. Всем до свидания. До новых встреч.

^ 5. Домашнее задание: создать пейзажную зарисовку местности, в которой живём

с использованием различных изобразительно-выразительных средств (желательно

в стихах).


^ План-конспект урока русского языка в 9-ом классе «А».

Тема: Подготовка к сочинению на тему «Чем опасно потребительское отношение человека

к природе?»

Цель: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения на заданную тему; 2) продолжить подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы; 3) развивать творческие способности детей.

Оборудование: аппарат для работы мультимедиа, мини-тесты, раздаточный материал (памятка «Как писать сочинение», схемы плана, картинки, плакаты с изображением природы, музыкальное оформление («Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»), плакаты на экологическую тему.

^ Ход урока:

(На доске красочные картинки с изображением прекрасных видов природы, плакаты на экологическую тему, включаю запись произведения П. И. Чайковского «Осенняя песня», одновременно на экране появляется заставка с осенним пейзажем).

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Прошу вас обратить внимание: на экране осенний пейзаж, а слушали вы творение замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского под названием «Осенняя песня» из цикла «Времена года». Ни для кого не секрет, что вдохновителем на создание прекрасных произведений и в живописи, и в музыке, и в архитектуре, и в литературе являлась, является и будет являться природа. Сегодня на уроке речь пойдёт о ней и об отношении к ней человека.

У замечательного кубанского поэта Виталия Борисовича Бакалдина есть стихотворение

под названием «О деревьях», в котором он высказал свою боль по поводу вырубки деревьев. Вот финальные строки:

У взрослых деревьев

большие стволы.

И крон облака величавы.

Товарищи люди,

не нужно пилы

для зелени,

счастья

и славы.

- Стихотворение написано в 1959 году, а деревья и по сей день уничтожают. Делают это по разным причинам: то места для строительства не хватает, то плоды некуда деть, а то просто отдыхали в лесу - костёр забыли потушить. И далеко не всегда люди поступают в таких ситуациях правильно, по-хозяйски, а поступают так, как их это устраивает, то есть по-потребительски.


  1. Проверка домашнего задания.


- Дома вам надо было написать сжатое изложение по тексту, который вы воспринимали на слух.


- О чём предупреждают авторы статьи? (О том, что экологическая катастрофа не за горами,

и случится эта беда из-за нашей бесхозяйственности.)

- Как они советуют поступить, чтобы предотвратить беду? (Объединиться и вместе бороться

за сохранение природы.)

- Достаточно ли объединиться? Что надо ещё делать? (Разумно подходить к использованию

природных ресурсов.)

Прочтите, что у вас вышло. (2 ученика читают свои работы)


^ Сжатое изложение текста из журнала «Экология».

1) Существует зависимость между упадком природы и упадком общества. Бесхозяйственная деятельность людей оказывает ощутимое воздействие на природу.

^ Если без воды и пищи человек может прожить месяц, то без кислорода не сможет протянуть

и трёхсот шестидесяти секунд.

Люди словно забыли, что растительность даёт атмосфере ежегодно четыреста миллиардов тонн кислорода. Лес исчезает с планеты со скоростью двадцать гектаров в минуту.

Будет лес – будет кислород, будет вода, будет хлеб, а объединятся лес, вода, земля и кислород вместе – будет жизнь.

^ Когда невозможно спастись поодиночке, народы объединяются, ибо народы соединяет

не столько общая радость, сколько великая беда. А экологическая катастрофа не за горами.


^ 2) Есть некая зависимость между обществом и природой. Бесхозяйственность людей приводит к упадку природы.

Человек может без пищи некоторое время прожить, а без кислорода нет.

^ Но сегодня люди будто совсем забыли, что лес, растительность земная – основные поставщики кислорода. Темп уничтожения насаждений увеличивается.

Известна формула: будет лес – будет кислород, будет вода, будет хлеб; а объединятся лес, вода, земля и кислород – будет жизнь.

^ Надо объединяться и вместе спасаться от экологической катастрофы.


- Сдайте тетради. (Ученики сдают тетради с изложением и получают другие.)

  1. Объявление темы урока.

  2. Работа по теме.

    1. Словарь: (вызываю к доске одного ученика, называю слово, ученик определяет

лексическое значение слова, правильно его записывает)

Экология – наука о взаимоотношении организма или общества с окружающей средой (греч.)

Катастрофа – внезапное бедствие, природное или техногенное (нем., греч.)

Актуальный – имеющий значимость для настоящего времени.

Актуальность – значимость для настоящего времени.

Адаптироваться – приспосабливаться (фр.-лат.)

Ресурс – 1) запас, источник чего-либо (природные ресурсы);

2) средство, к которому обращаемся в необходимом случае (испробовать

последний ресурс).

Экономия – бережное расходование средств и ресурсов (греч.) в старину крупное помещичье имение.

Экономика – 1) народное хозяйство страны, совокупность общественного производства

(греч.); 2) гуманитарная наука, изучающая процессы производства и обмена,

производственные отношения в обществе.

Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана. (включаю мультимедиа)

- А с помощью чего она

должна быть доказана?

Аргумент – довод в споре, одно из многих доказательств. (лат.)

Аргументировать – приводить доказательства.


  1. poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-anglijskomu-yaziku-dlya-5-9-klassov-stranica-15.html
    poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-russkomu-yaziku-stranica-10.html
    poyasnitelnaya-zapiska-napravlennost-deyatelnosti-grupp-stranica-4.html
    poyasnitelnaya-zapiska-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gou-sosh-597.html
    poyasnitelnaya-zapiska-otkritogo-akcionernogo-obshestva-vostochnij-port-obshie-svedeniya-ob-obshestve.html
    poyasnitelnaya-zapiska-perechen-professij-professionalnoj-podgotovki-v-dalnejshem-perechen-yavlyaetsya-normativnim-dokumentom-dlya-organizacii-stranica-4.html
  2. lecture.bystrickaya.ru/64-obespechenie-provedeniya-kontrolya-obrazovaniya-i-ekologicheski-bezopasnogo-razmesheniya-othodov.html
  3. college.bystrickaya.ru/2-svojstva-agentov-i-terminologiya-v-i-gorodeckij-m-s-grushinskij-a-v-habalov.html
  4. teacher.bystrickaya.ru/glava-x-podvedomstvennost-grazhdanskih-del-v-v-yarkov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii.html
  5. kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom.html
  6. exchangerate.bystrickaya.ru/iskusstvennij-intellekt-chast-4.html
  7. reading.bystrickaya.ru/kolimskaya-korrida-okonchena-kompromatru-httpwwwcompromatru-13072006-0000.html
  8. shpargalka.bystrickaya.ru/vdolzhnostnie-lica-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-seminarpraktikum-ekspertov.html
  9. prepodavatel.bystrickaya.ru/tegen-batir-telli.html
  10. paragraph.bystrickaya.ru/letnyaya-praktika-2012-god-s-18iyunya-po-3-iyulya-2011-2012-plan-grafik-probnoj-praktiki-po-specialnosti.html
  11. kanikulyi.bystrickaya.ru/vremennoe-polozhenie-o-ballno-rejtingovoj-sisteme-ocenki-uspevaemosti-studentov.html
  12. upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-osnovi-formirovaniya-rezervnogo-ostatka-denezhnih-sredstv-organizacii.html
  13. shpargalka.bystrickaya.ru/vetoj-istorii-est-vse-veselie-banditi-nastoyashie-dzhigiti-bravie-policejskie-strelba-i-konechno-zhe-podpolnie-millioni-i-delci-a-takzhe.html
  14. student.bystrickaya.ru/30-denezhnie-i-priravnennie-k-nim-sredstva-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj.html
  15. grade.bystrickaya.ru/ng-golovko-nauchnihrabo-t.html
  16. letter.bystrickaya.ru/nashestvie-napoleona-na-rossiyu-1937-g.html
  17. lektsiya.bystrickaya.ru/predpriyatie-budushego.html
  18. gramota.bystrickaya.ru/xiii-obekti-hraneniya-prikaz-ministerstva-rossijskoj-federacii-po-delam-grazhdanskoj-oboroni-chrezvichajnim-situaciyam.html
  19. abstract.bystrickaya.ru/4-formi-vospitatelnoj-raboti-v-usloviyah-funkcionirovaniya-letnih-ozdorovitelnih-dosugovih-grupp.html
  20. otsenki.bystrickaya.ru/sopostavitelno-tipologicheskoe-issledovanie-slovoobrazovatelnih-sistem-buryatskogo-i-tureckogo-yazikov.html
  21. report.bystrickaya.ru/gumanitarnij-centr-spart.html
  22. klass.bystrickaya.ru/68-ekonomika-i-upravlenie-tablica-1-opredelenie-klassa-kontragenta-po-velichine-itogovogo-kreditnogo-limita.html
  23. occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-i-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya-menedzhmenta-dlya-studentov-specialnosti-menedzhment-em-1-11-2-11-s-z.html
  24. lesson.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-bloka-programma-disciplini-gse-psihologiya-i-pedagogika-dlya-studentov-specialnosti-070601-dizajn.html
  25. lecture.bystrickaya.ru/93-dizajn-maks-40-ballov-protesti-i-vozrazheniya-poryadok-podachi-protesta-kategorii-i-klassi-v-sorevnovaniyah-emma.html
  26. doklad.bystrickaya.ru/ugol-mineralnosirevoj-potencial-i-ego-osvoenie-v-sibiri.html
  27. writing.bystrickaya.ru/lev-karsavin.html
  28. prepodavatel.bystrickaya.ru/tekst-vosproizvoditsya-po-izdaniyu-auerbah-e-mimesis-stranica-3.html
  29. doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu.html
  30. zanyatie.bystrickaya.ru/urok-99-leksicheskie-normi-pered-teoreticheskimi-svedeniyami-i-posle-nih-dayutsya-voprosi-kotorie-nacelivayut-na-vnimatelnoe.html
  31. reading.bystrickaya.ru/m-k-treushnikov-sudebnie-dokazatelstva.html
  32. paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-programma-klastera-biomedicinskih-tehnologij-sostoitsya-24-fevralya-v-oranzherejnom-korpuse.html
  33. write.bystrickaya.ru/formalnaya-model-psihicheskoj-deyatelnosti-kniga-posvyashena-originalnomu-razrabotannomu-avtorom-interaktivnomu.html
  34. reading.bystrickaya.ru/luchevaya-diagnostika.html
  35. universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-25-01-08-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-1-25-01-08-03-03-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-v-promishlennosti.html
  36. literature.bystrickaya.ru/drugimi-sredstvami-kritika-cinicheskogo-razumaperev-s-nem-a-v-perceva-ekaterinburg-izd-vo-ural-un-ta-2001-584-s.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.