.RU

Тема древнеегипетская цивилизация - страница 4



В столицах Нового царства- Фивах, Ахетатоне, Мемфисе, Пер-Рамсесе - работали наиболее талантливые художники. Надписи XVIII-XIX династий донесли до нас имена выдающихся деятелей культуры: летописца Чанини, свидетеля боевых подвигов фараона Тутмоса III, зодчих Инени, Сенму-та, Джхути, Аменхотепа, сына Ха-пу ("предстателя" перед богами, поставленного царем), культ которого существовал до конца египетской истории, скульптора Тутмоса, которому приписывается создание знаменитых портретов Нефертити, архитектора Майа. построившего в Карнаке, главном культовом центре страны эпохи Нового царства, резиденции Амона-Ра, самый крупный по тем временам колонный зал площадью 5 тыс. кв. м, изобретателя усовершенствованных водяных часов Аменемхета.

3.2. Культ солнечного диска - Атона.

Мир и внешняя стабильность, казалось надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа III после долгих воин, внезапно были разрушены в правление его сына и преемника Аменхотепа IV. Изменив вере своих предков, этот фараон-реформатор на двенадцатом году своего царствования окончательно рвет с традиционным египетским многобожием и учреждает культ солнечного диска - Атона. По приказу царя в египетских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие "бог". Слово это стремятся заменить словом "властитель", а знак бога - знаком, обозначавшим фараона. Само солнце на завершающем этапе реформы мыслится не как бог, а как царь. Отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон - "Угодный Атону".

Религиозная реформа Эхнатона - исключительное явление в истории не только египетской, но и, возможно, всей древневосточной культуры. До сих пор мотивы и своеобразный характер ее, как и сама личность царя, вызывает много споров. С одной стороны, в "солнцепоклонничестве" Эхнатона нельзя не видеть традиционную в египетской религии струю солярного монотеизма, связанного с гелиопольской жреческой доктриной, но освобожденного в реформированной религии от мифологического "балласта". Эхнатон словно довел до логического конца восходящую еще к эпохе великих пирамид концепцию о царе как "сыне Солнца" и не менее древнее представление о Солнце как о царе. С другой стороны, полное игнорирование Эхнатоном осирических представлений, ставших центральным моментом веры египтян в загробное преображение, уничтожение в надписях на заключительных этапах реформы самого слова "бог" и знаков, обозначающих бога, придают учению Эхнатона оттенок намеренного богоборчества.

Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и, несмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры.

Впитав в себя наиболее яркие реалистические сюжеты, композиции и стилистические приемы египетского искусства, Амарна развила и упрочила их и, пройдя стадию гротеска, создала галерею скульптурных шедевров-портретов Эхнатона и членов его семьи, изящных рельефов, многоцветных росписей, среди которых особенно выделяются пейзажные композиции. Именно под влиянием Амарны в египетском искусстве впервые появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой, непринужденной обстановке. Амарна явилась переломным моментом в истории новоегипетского языка, и со времени правления Эхнатона он становится языком письменным. Новоегипетский язык в гораздо большей степени отличался от среднеегинетского, чем среднеегипетский от староегипетского. Несомненно, Амарна была стимулом и для появления множества рукописей светской литературы на новоегипетском языке, и среди них-любовная лирика, "песни услаждения сердца". Некультовая лирика Египта- уникальное явление на древнем Востоке, где любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и, как правило, включена в ритм жизни храма. Египетская любовная лирика, а также реалистический скульптурный портрет значительно отличаются от традиционного искусства древнего Востока, напоминая, по нашему представлению, скорее светское искусство Западной Европы.

Значительно усилив реалистическое, светское направление в искусстве и литературе, реформа Эхнатона в то же время вызвала негативную реакцию со стороны традиционной сакральной культуры, одним из наиболее стойких приверженцев которой являлось фиванское жречество. В религии Амона Фиванского, ставшей целым этапом в истории развития культуры страны, ярко сказалась могучая сила египетской традиции, ибо фиванская теология впитала в себя идеи жреческих школ, возникших еще на заре египетской цивилизации.

Под влиянием идей имперского единовластия в религии Амона особенно проявились черты солярного монотеизма. В некоторых текстах, носящих явный отпечаток Амарны, Амон, подобно Атону, величается даже "единственно-единым со множеством рук" (Атон представлялся в виде солнечного диска с лучами-руками). Органично впитав в себя наследие древних жреческих школ и Амарны, фиванская теология тем не менее явилась новым шагом в развитии египетской религиозно-философской мысли. В гимнах послеамарнского периода Амон все более воспевается как бог единый, предвечный, сущность которого неведома и непостижима и проявление которого-все боги. В то же время Амон все чаще предстает в гимнах как бог, милосердный к убогому и угнетенному. И в этом нельзя не видеть воздействие изменившейся социально-политической ситуации, когда на смену внешней несокрушимости империи пришли годы испытаний. Постепенная утрата завоеванных территорий, растущие внутренние противоречия, усиление коррупции заставляли общество вновь обращаться к всемогущим богам, и прежде всего к Амону, недавнему воинственному владыке мира, теперь же всеблагому судье, "приходящему на зов того, кто пребывает в утеснении".

Усиление этического элемента в египетской религии в эпоху Нового царства на фоне все усложняющегося магического знания, углубление теологической мысли и религиозного чувства, с одной стороны, рост вольнодумных настроений-с другой,-таковы основные тенденции в духовной жизни этого противоречивого периода. Именно тогда появляется 125-я глава "Книги мертвых" с ее идеей нравственного загробного суда и создаются ритуально-магические композиции, доступные первоначально узкому кругу посвященных ("Книга Амдуат", "Книга врат", "Книга дня", "Книга ночи" и др.). В текстах гробниц фиванских жрецов и светских лиц, в молениях служителей фиванского некрополя - "послушных призыву в Месте Правды"- все чаще звучат религиозные мотивы покаяния и по мере упадка государственной религии растет благочестие отдельной личности.

В эпоху Нового царства очень популярными становятся "песни услаждения сердца", героем в них мог быть теперь даже фараон "Мехи", попасть в гарем которого мечтает тоскующая о нем красавица. В ту же эпоху возникает явно пародийное произведение "Спор Хора с Сетом", где боги представлены порой в неприглядном обличье и благородный миф об Осирисе утрачивает свой священный пафос.

После Амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов. Достаточно вспомнить огромные луксорские колонные дворы и пилоны с монументальными статуями Рамсеса II. гигантский масштаб сооружений в Карнаке первых фараонов XIX династии, завершивших предпринятое здесь еще Хоремхебом строительство гипостильного зала, знаменитый Рамессеум на западном берегу Фив, пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями царя. Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в Мединет-Абу (XX династия), напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового строительства.

Запечатленные в храмовых рельефах изображения грандиозных битв с азиатами, ливийцами и "народами моря", взятия вражеских крепостей и кораблей, посольств побежденных стран и верениц пленников, гробничные росписи со сценами пиров и папирусные рисунки с изображениями гаремных развлечений, скандальные процессы по делам ограбления гробниц, сохранившиеся в записях папирусов эпохи Рамессидов.-все это как бы сливается в одно огромное полотно, на котором величие и упадок империи уже сосуществуют в нерасторжимом единстве.

3.3. Закат цивилизации Египта.

По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было вызвано стремлением египтян, отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания. Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из иных стран, участившиеся случаи смешанных браков, воспитание вельмож-чужестранцев и принятие политических беженцев при дворе фараона, проникновение иноземцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение, переводы азиатских мифологических текстов на египетский язык и т. д.-все это способствовало ускорению процесса взаимодействия и ассимиляции культур. На этой волне усиливающихся международных контактов и возникает новая тенденция в египетской культуре-намеренная архаизация.

Стремление к архаизации заметно уже в Египте с эпохи XXV династии. Один из лучших историко-литературных памятников этого периода-стела Пианхи из Гебель Баркала, красочное повествование о покорении Египта царем Напаты - в своих строках неоднократно обнаруживает связь со ставшими к тому времени классическими литературными и религиозными текстами. В эту же эпоху по приказу царя Шабаки переписывается с древнего оригинала знаменитый "Мемфисский богословский трактат".

В период правления XXVI династии, при которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры, архаизация становится основой официальной политики ("саисский ренессанс"). Ушла в прошлое слава Фив, здесь больше не возводятся грандиозные постройки в честь Амона. Культурным средоточием страны становится город Саис в Дельте-культовый центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой матери богов вновь приобретают особое значение.

Архаизация культуры, борьба за ее "чистоту", самобытность в саисский период проявились в восстановлении древних государственных титулов и должностей, в обращении к образцам Древнего царства в искусстве (возрождение идеального портрета), в литературе (подражание классическим текстам или их воспроизведение), в противодействии азиатскому влиянию в языке (изгнание семитизмов), в религии (стремление устранить из египетского пантеона азиатских богов), в особом интересе к древним жреческим учениям и культам древних царей и, наконец, в резком усилении и доведении до крайности культа животных, всегда игравшего важную роль в египетской религии и придававшего ей в глазах греков особую таинственность.

Надписи саисского периода поражают нагромождением титулов, изображения-смешением стилей, внешней стилизацией в ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения, свидетельствующим о многовековой шлифовке. В саисскую эпоху обостряется чувство связи с прошлым, проявившееся, в частности, в пробуждении интереса к генеалогиям людей и богов, усиливается синкретическая тенденция в египетской религии, проявившееся в причудливом слиянии образов самых разных богов, в почитании в одном храме наряду с главным божеством множества иных богов пантеона, которые рассматриваются как проявления его сущности.

"Национализм" саисского периода был искусственным явлением и не мог противостоять проникновению в страну других культур. В это время в Египте впервые основываются торговые поселения греков, среди которых особую роль в процессе сложения греко-египетского культурного синкретизма и в распространении элементов древнеегипетской культуры за пределы Египта суждено было сыграть Навкратису.

После завоевания персами Египет, являясь одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы, непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве стран, с которыми прежде имел в основном косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще большее число выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, вавилонян, моавитян, персов, мидийцев, хорезмийцев, обитателей далекой Индии, которые приносили с собой свои обычаи, верования. Египтяне же, по той или иной причине покидавшие родину, все сильнее приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, начинали жить новой жизнью, но сохраняли свое этническое самоназвание.

Персы не преследовали цель изменить язык Египта и специфику его культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с местными традициями. Дарий I в угоду этим традициям изображался порой в египетском военном облачении. Камбиз был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул "сын Ра, подобие Нейт", поддерживая таким образом, не без влияния египетского жречества, идею непрерывности фараоновского владычества. Персидские цари на первых порах возводили храмы древним богам Египта. При Дарий I на стенах храма Амона в Великом оазисе (Эль-Харге) был записан один из гимнов этому богу, где он воспевается как божество, тождественное природе ("Ты-небо, ты-земля, ты- преисподняя, ты-вода, ты-воздух, пребывающий меж ними").

В период персидского владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература. При Дарий I была записана "Повесть Петеисе III". Это произведение-хроника-как бы невольное свидетельство духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в центре внимания его - преступные интриги священнослужителей, борющихся за обладание жреческим саном, сулящим немалый доход.

Расцвет демотической литературы приходится на VII-II вв. до н. э., но она продолжает свою жизнь вплоть до римского завоевания, отражая основные черты культуры этой эпохи: углубление нравственных исканий и в то же время усиление тяги к магическому знанию ("Сказания о Сатни-Хемуасе", "Царская книга"- папирус Инсингер), все более обостряющийся интерес к древности, идеализированному прошлому и воздействию культур иных народов ("Сказания о Петубасте", "Демотическая хроника", "Рассказ о Бок-хорисе и агнце" и др.). Эти произведения, выходящие за временные рамки самостоятельного существования египетской цивилизации,- завершающий этап дненнеегипет-ской литературы, питаемой историческими реалиями уходящего в прошлое Египта фараонов.

Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала-к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смут между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов, привели к усилению апокалиптических настроений. В это время уже не ведется грандиозное храмовое строительство. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, и искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы.

Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, несмотря на все ее стремление отстоять свои позиции. Угасающая древность словно торопится завершить свои "мемуары": стены храмов Птолемеевского Египта становятся настоящими неисчерпаемыми архивами накопленных знаний, множатся справочники, подобные энциклопедиям. И, как завещание грядущим культурам, спешно переводятся на греческий язык египетские литературные и религиозно-мифологические тексты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив данную тему, я полностью согласна, что Древняя цивилизация Египта действительно является колыбелью всех цивилизаций. И, что даже в пору своего угасания египетская культура продолжала быть живительным источником для культур других народов, в глазах которых Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.

Культура Египта Древнего едва уловимой нитью вплелась в последующую культуру Египта исламского, и ее наследие живет до сего дня в отдельных чертах быта и верований феллаха-мусульманина. Культура фараоновского Египта, связь с которой поначалу отвергалась и христианами и мусульманами, ныне рассматривается всеми египтянами как неотъемлемая часть их исторической и духовной традиции.

Особое значение для соседних с Египтом народов имела египетская медицина. Ее достижения, прежде всего в области хирургии, ценились при дворах иноземных владык, и слава египетских лекарей, подобных "великому врачевателю" Уджахорресенту, жрецу богини Нейт, доверенному лицу персидских царей, надолго пережила их самих. В средневековых арабских и европейских медицинских текстах содержится немало рецептов, заимствованных из египетских медицинских папирусов и магических текстов.

Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в "Геометрии" Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н. э. Анания Ширакского. Египетские нормы права и государственного управления в той или иной мере были усвоены державой Ахеменидов и эллинистическими монархиями, Аршакидами и Сасанидами, римлянами и Византией, народами христианского Востока, Русью.

Сокровища египетской мысли - научной, практической и мистической - оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

Список использованной литературы

Аравия. Материалы по истории открытия.Москва.1981г.

Белов А. Петровский В. Страна Большого Хапи. - Л., 1973.

Бонгард- Левина Г.М. Древние цивилизации. - М., 1989.

Малая Советская Энциклопедия. Т.3. - М., 1959.

Большой Энциклопедический Словарь. Т.1. - М., 1991.

Энциклопедия для детей. Страны и народы. - М., 1994.


Культура эпохи Нового царства

Новое царство было временем высшего государственного, экономического и

культурного расцвета Египта. Победоносные войны фараонов далеко отодвинули

границы Египта на северо-восток – до Сирии и на юг –до 4-го порога Нила.

Фараон Тутмос I дошел со своими войсками до верховьев реки Евфрат в

Передней Азии. Египетская культура активно взаимодействовала с культурами

соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особо

величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых

постройках.


Архитектура «Град Амона», «Стовратные» (по выражению

древнегреческого поэта Гомера). Фивы

становятся одним из самых блистательных городов

древнего востока.

Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати

и, особенно, величественные храмы, определяющие архитектурный облик Египта.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы

Амона – Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида

уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно

затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра,

прямая дорога – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски

(один из луксорских обелисков стоит ныне в Париже на площади Согласия),

мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные

колоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путь вел в сумрачный

колонный зал, а из него – в святилище с кладовыми. Такой план храмового

здания был типичным для подобных сооружений Нового царства. Колонный зал

Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения древнего Египта, и

был настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные,

пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5м. Общее число

колонн равнялось 134 (!). Нижние части стен Карнакского святилища были

украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых

звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй; стены,

пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими

надписями. Карнакский храм иногда называют «каменным архивом» Египта.

Карнакскийи и Луксорский храмы поражают своими размерами и свидетельствуют

о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу

грандиозного.


Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется

расположенный на трех обширных террасах поминальный храм единственной в

истории Египта женщины – фараона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.


Скульптура Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового

царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на

окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи

фараона

из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая. От

колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для

религиозных процессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинксы,

имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.


Амарнская эпоха В истории Нового царства был весьма кратковременный

период

Который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни

Египта, а также в его искусстве.

В XV в. до н.э. а Египте правила 18 династия фараонов, одним из

представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура Египетской истории.

В его правление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским

жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти.

Чтобы разом покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп IV установил для

всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Все другие

культы, в том числе и Амона, запрещались, тем самым вводилось единобожие

(монотеизм). Бог Атон, в отличие от прочих Египетских богов, не имел

изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был

солнечный диск с отходящими от него лучами заканчивающимися простертыми

ладонями.

Культ Атона был по сути натуралистическим, простым ясным культом самого

животворящего Солнца. Богослужение совершалось под открытым небом, храмы

Атона были открыты для всех.

Чтобы искоренить даже память о ненавистном ему Амоне, Аменхотеп IV

меняет свое имя на «Эхнатон», т. е. «угодный Атону» и основывает новую

столицу и религиозный центр – город Ахетатон (в переводе «Горизонт

Атона»), куда переезжает со своим двором. Он удаляет приверженцев старых

культов, окружая себя художниками и поэтами. Смело ломает Эхнатон и

традиционные правила в изобразительном искусстве., от живописцев и

скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Это

был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным

изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-

величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические

(иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения

самого Эхнотона, членам его семьи приближенных фараона – реформатора.

Искусство преобритает невиданные до этого формы и черты. Появляются

изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых

людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра –

портретов. Вот сам Эхнотон – узкое лицо с раскосыми глазами, большая

голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с

потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в

домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Всемирно

известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком

головном уборе, он стоит в ряду поэтичнейших женских образов, созданных

мировым искусством.


Искусство

послеамарнского

периода После Арманского периода усиливается начавшаяся еще при

Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которое

проявилась так же в сооружении царских статуй – колоссов. Самый большой

заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал

построить Рамсес II . Это - знаменитый Рамессеум на западном берегу Фив.

Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого

ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 метров в

высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых

фараонов древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше

храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него. Память о нем

пережила века.

Особым типом храмового зодчества в эпоху нового царства стали храмы,

вырубленные в толще скалы.Их называют скальными или пещерными храмами.

Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-

Симбеле. Фасад храма раскинут к Нилу. По обе стороны узкого входа

возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20 – метровой высоты. Внутри

скалы на глубине 55 метров вырублены многочисленные помещения,

воссоздающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный

зал, святилище). Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в Мединет-

Абу (20 династия), напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху

храмового строительства.

Фараоны нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили

подземные гробницы знаменитые Долины царей в западной части Фив. Ныне

известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной является скальная

гробница Сети I с великолепными росписями и тысячами статуй. Гробницам

фараонов Нового царства полагалось на веки быть скрытыми от глаз людей. Их

тщательно маскировали,вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасало их

от грабителей. Почти все скальные гробницы, содержащие несметные

сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная оставшаяся почти

не тронутой – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая английскими

археологами в 1922 году и показавшая всему миру бесчисленные богатства

фапаонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска

фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые

сосуды и т.д. Сделали открытие гробницы Тутанхамона археологической

сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил

тонну.


Упадок египетской

Культуры После смерти фараона Рамсеса II наблюдается упадок

египетской культуры,

Связанный, прежде всего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний

Египта ливийцами, затем – эфиопами, позже ассирийцами и персами.

Некоторое возрождение искусства наблюдалось лишь при царях XXVI

(Саисской) династии-VII в. до н.э. – так называемый Саисский Ренессанс.

Художники и скульпторы этого времени вновь обратились к образцам Древнего

царства, в частности, к идеальному портрету. Саисское Возрождение часто

сравнивают с эпохой Возрождения в Европе (XV-XVI вв.) Но, в отличие от

европейского, Саисский Ренессанс стал не исходной точкой нового расцвета,

а лебединой песнью египетского искусства. Культурная роль Египта была уже

исчерпана, все ярче разгоралась звезда древней Эллады. Однако закат

цивилизации древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры

его народа. Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее

элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших

компонентов мировой культуры.

Завоевание Египта Александром Македонским (332 г. до н.э.) открыло

новый период в его истории, много веков спустя получивший название «эпохи

эллинизма». Все историческое развитие Египта получило иное направление,

возник симбиоз древнеегипетской и греко-македонской культуры. Эпоха

эллинизма (IV-I вв. до. н.э.) была замечательна взаимопроникновением

древневосточной и античной культур. Египет вновь стал блестящим центром

культуры, правда, уже не столько египетской, сколько греческой

(эллинистической).

4. Древнее царство


Более чем 500 лет длилась эпоха Древнего царства (2800-2300 гг. до н.э.), когда Египет стал крупным централизованным государством, ведущим успешные войны с соседями, когда снаряжались торговые экспедиции и формировались идеалы и основные ценности египетской цивилизации. Новые явления определялись в первую очередь прочным объединением страны, сплочением ее в единое целое. Это способствовало подъему всех отраслей египетского хозяйства царского, храмового, хозяйства частных лиц. Каких-либо качественных изменений в сельском хозяйстве не произошло, разве что появилось новое орудие грабли и стали заниматься пчеловодством. По-прежнему египтяне были заняты в садоводстве, виноградарстве, огородничестве. Впервые начали выращивать лук, чеснок, салат, огурцы. В царских поместьях и при храмах были большие скотоводческие и птицеводческие хозяйства. Главным богатством Египта оставалось зерно ячмень и пшеница-двузернянка (эммер). Значительного развития достигли и ремесла. Каменные орудия труда все чаще и чаще вытеснялись медными, которые применялись в обработке дерева. Тем более, что население в изделиях из дерева нуждалось ежедневно и повсеместно. Это мебель и предметы домашнего обихода, двери, столбы и перекрытия в знаниях, грузовые суда и барки.


В экономике эпохи Древнего царства огромную роль играли хозяйства вельмож. Владение вельможи состояло из главной усадьбы и многочисленных владений, разбросанных по всей стране, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. За хозяйство вельможи нес ответственность домоправитель. Подчас их было несколько. Ему подчинялся многочисленный штат писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей ведомостей. В хозяйстве вельможи велся очень строгий учет и контроль. Вельможа, получая ежегодные отчеты, мог следить и контролировать результаты работы земледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и садовников, пекарей и пивоваров, ювелиров и гончаров, каменотесов и ткачей, плотников и столяров, судостроителей и художников. Во время посева и сбора урожая в поле работали рабочие отряды, которые состояли только из мужчин. По мере надобности их использовали на других работах.


В хозяйстве вельмож имелись и ремесленные мастерские палаты мастеров, но уже существовало довольно дробное разделение труда и различная специализация. Отдельные ремесла имели свои особые мастерские, в которых работали только мужчины. Уделом женщин был труд в отдельных ткацких мастерских домах ткачих. Царские и храмовые хозяйства по существу были очень похожи на хозяйства вельмож. Всех их объединяла одна отличительная особенность многочисленное и повсеместное управление работниками и ведение строжайшего учета труда и его результатов. Уже начал формироваться рабовладельческий уклад. Среди рабов, которых можно было покупать и продавать, были чужеземцы и соплеменники египтяне.


Во главе сложившегося египетского государства стоял царь, которого древние греки называли фараоном (от египетского титула царя пер-о Большой дом, Великий дом). Он обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в Египте и за его пределами проводились от имени царя. Он почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всем подобен богу. Царь был окружен божественными почестями, но его называли не просто богом, а большим богом, отмечая, таким образом, его могущество. Египетская цивилизация эпохи Древнего царства дает уникальный пример формирования своеобразной древневосточной деспотии.

poyasnitelnaya-zapiska-1-trebovaniya-k-soderzhaniyu-uchebnoj-disciplini-iz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-7.html
poyasnitelnaya-zapiska-7-klass-stranica-2.html
poyasnitelnaya-zapiska-dannaya-programma-elektivnogo-kursa-selskohozyajstvennoe-rastenievodstvo-napravlena-na-bolee-glubokoe-ponimanie-osnov-biologicheskoj-nauki-i-eyo-prakticheskogo-primeneniya.html
poyasnitelnaya-zapiska-i-chast-obyazatelnaya-organizaciya-rezhima-prebivaniya-detej-v-dou-proektirovanie-planirovanie-i-organizaciya-stranica-6.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-finansovomu-planu-vvedenie-stranica-3.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-proektu-rasporyazheniya-pravitelstva-astrahanskoj-oblasti-o-doklade-o-rezultatah-za-2010-god-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-na-2011-2013-godi-ministerstva-finansov-astrahanskoj-oblasti-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-shpori-dlya-gosekzamena-chast-11.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-povedencheskie-analogii-morali-odin-moj-drug-vzyavshij-na-sebya-trud-kriticheski-prochitat-rukopis.html
  • exam.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-26.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-paribok.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-vedenie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-rukovodstvo-po-vojskovomu-korabelnomu-hozyajstvu-v-vooruzhennih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kultura-pervobitnogo-obshestva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-finansovogo-obespecheniya-sistemi-socialnoj-podderzhki-naseleniya-i-rossii-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-5-sotrudnichestvo-69-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/gosduma-mozhet-obyazat-gibdd-okazivat-pervuyu-pomosh-postradavshim-v-dtp-novosti-20.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-bilo-zarabotano-znanie-idris-shah-skazki-dervishej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-razdel-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-sluchayah-ih-ogranicheniya-i-narusheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/unikalnij-astronomicheskij-obekt-ss-433.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/skazka-v-dvuh-dejstviyah-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-lotov-forma-zayavki-po-lotam-1-2-4-5-6-7-8-9.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yunie-znatoki-anglijskogo-yazika.html
  • education.bystrickaya.ru/1941-1949-novaya-povestvovatelnost-dva-aspekta-kinoyazika-i-dva-napravleniya-razvitiya-kinematografa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/servis-toplivnoj-apparaturi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • school.bystrickaya.ru/business-at-work.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-a-t-mann-life-time-astrology-astrologiya-zhizn-vo-vremeni.html
  • student.bystrickaya.ru/244-selskoe-hozyajstvo-o-sostoyanii-zakonodatelstva-v-ulyanovskoj-oblasti-i-nekotorih-merah-po-ego-dalnejshemu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/estradnij-kollektiv-pod-rukovodstvom-belavina-mb-yavlyaetsya-uchastnikom-rajonnih-rok-festivalej-v-2002-2003-uchebnom-godu-zanyal-ii-mesto-sredi-professionalnih-kollektivov-rabotayushih-pri-domah-kulturi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-resheniyu-zadach-po-bezopasnosti-truda-temi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologicheskie-priemi-pogasheniya-konfliktov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelstva-po-teme-trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-stranica-15.html
  • universitet.bystrickaya.ru/summary-the-problem-of-breath-support-training-while-playing-brass-instruments.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pervij-etap-vzaimodejstviya-obshestva-i-prirodi-kniga-otnositsya-k-chislu-nemnogih-rabot-osveshayushih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-sochinenie-opisanie-po-kartine-v-serova-devochka-s-persikami.html
  • assessments.bystrickaya.ru/docent-kafedri-teorii-i-istorii-prava-i-gosudarstva-rf-rap.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/variativnaya-profilnaya-chast-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-22tokoprovodi-napryazheniem-do-35-kv-1-elektroprovodki-oblast-primeneniya-opredeleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-tretya-obshestvennaya-pobeda-stiven-r-kovi.html
  • college.bystrickaya.ru/-sostoyalos-vneocherednoe-obshee-sobranie-chlenov-soveta-municipalnih-obrazovanij-rostovskoj-oblasti.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-kommercheskogo-banka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskaya-gosudarstvennaya-akademiya-veterinarnoj-medicini-i-biotehnologii-imeni-k-i-skryabina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.