.RU

Тема детства в произведениях Л. Кассиля и М. Твена

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра литературы

Курсовая работа на тему:

«ТЕМА ДЕТСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. КАССИЛЯ И М. ТВЕНА»

Курск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Детство как особый период в жизни человека

1.2 Специфика детской литературы

ГЛАВА 2. ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. КАССИЛЯ И М. ТВЕНА

2.1 Детство в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

2.2 Детская тема в творчестве М. Твена

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Тема детства в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художественным творчеством воспитательных теорий просветителей и прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа XVIII–XIX веков.

Появление пристального внимания к миру ребенка традиционно относят к веку Просвещения, когда ребенок – объект воспитания – получает специальную детскую литературу, которая призвана способствовать его превращению из «пустого места» и «tabula rasa» (по мысли Дж. Локка) в человека взрослого, т. е. зрелого, наделенного возможными добродетелями. Эпохе Просвещения, в частности английского, мы обязаны появлением собственно детской литературы. Начало ее зарождения и формирования приходится на 1840-е гг. Тогда появляются первые назидательные произведения для детей, так называемые moral tales.

В последнее время интерес к изучению особого мира детей все возрастает, свидетельством чему является то, что емкое понятие «детская субкультура» имеет место в психологическом словаре.

Детская субкультура трактуется в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты - элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Д. И. Фельдштейн отмечает, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, «развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру».

А потому важным нам представляется в этой связи рассмотрение отражения мира детства в художественной литературе, поскольку она отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-этических ценностей цивилизованного мира.

Для анализа проблемы воплощения мира детства и образов детей в художественном произведении нами были отобраны произведения двух известных писателей из отечественной и зарубежной литератур: Л. Кассиля и М. Твена, как одних из наиболее ярких представителей художников слова, пишущих для детей.

Льва Абрамовича Кассиля (1905 - 1970) справедливо называют одним из зачинателей детской литературы нового, послереволюционного периода. В его первом произведении для детей - повести «Кондуит и Швамбрания» переплетаются характерные для всей детской литературы начала века темы, мотивы, проблемы, и сами принципы изображения событий и героев - также открытие нового времени.

Тема детства в творчестве М. Твена также имеет свою специфику. Традиционно исследователи творчества Твена говорят о создании им нового типа ребенка, принципиально отличающегося своей естественностью от слащавых, приглаженных детей из произведений эпигонов романтизма. В 1874 г. Твен начинает, а в 1875 г. заканчивает работу над повестью «Приключения Тома Сойера», которая задумывалась и была написана прежде всего не как книга для детей, а как книга о детстве. Писателю, наблюдавшему Америку спустя десятилетие после Гражданской войны, детство представлялось утраченным раем. Не случайно чуть позже Твен признавался, что «Том Сойер просто псалом, переложенный прозой». Действительно, как отмечают большинство исследователей, в повести противопоставлены мир детства и мир взрослых. Концепция детства у Твена удивительным образом совпадает с романтической концепцией детства у Блейка и манифестирована в повести множеством мотивов, которые несут в себе память об их романтическом прошлом.

Таким образом, целью нашей работы является рассмотрение воплощения темы детства в произведениях Л. Кассиля и М. Твена.

Задачи:

- рассмотреть содержание понятия «детство» как особого периода в жизни человека;

- выявить специфические черты детской литературы;

- проанализировать пути и методы изображения мира детей в произведениях Л. Кассиля и М. Твена.

- сделать выводы о сходстве и различии воплощения темы детства в произведениях этих писателей.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при дальнейшем изучении курсов «Русская литература», «Зарубежная литература», «Детская литература», а также при подготовке к спецкурсам по творчеству рассмотренных писателей, и при подготовке к семинарским и практическим занятиям по литературе.


ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Детство как особый период в жизни человека

Мир Детства - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом.

В историко-социологическом и этнографическом изучении детства И.С. Кон выделяет три автономных аспекта:

положение детей в обществе, их социальный статус, способы жизнедеятельности, отношения со взрослыми, институты и методы воспитания и др.;

символические образы ребенка в культуре и массовом сознании, соционормативные представления о возрастных свойствах, критериях зрелости и т.п.;

собственно культура детства, внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие взрослого общества, фольклор и т. д.

Все эти аспекты взаимосвязаны, и каждый из них может быть предметом разнообразных психологических, социологических, исторических и этнографических изысканий. Познание детства в научной или художественной форме неотделимо от истории общества и его социального самосознания.

Отдельные элементы истории Детства имеются в любых хороших трудах по социальной истории, истории семьи, культуры и быта, а также в исторических биографиях. Однако эти данные фрагментарны, несистематичные и теоретически слабо осмысленны.

Исторически понятие Детства связывается с определенным социальным статусом. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Ф. Ариесом. Благодаря его работам, интерес к истории детства значительно вырос, а исследования признаны классическими.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие Детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые конкретно показал, что Детство - не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.

Ф. Ариеса и его многочисленных последователей интересует не столько исторический ребенок или реальное прошлое Детства, сколько социальные установки, отношение взрослого к детям и Детству. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, по Ф. Ариесу, - одна из главных характеристик культур в целом.

И.С. Кон отмечает, что самой широкой и честолюбивой психоаналитической концепцией истории детства является «психогенная теория истории» американского психоаналитика, социолога и историка Ллойда Демоза. Психоистория, по Л. Демозу, - это независимая отрасль знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей.

В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю Детства на шесть периодов, каждому их которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.

Бросающий стиль (IV-XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них - оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.

Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало.


povishenie-energoeffektivnosti-nefteprovodnogo-transporta-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-hanti-mansijskogo.html
povishenie-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-tema-lekcii-prioritetnie-napravleniya-razvitiya-obrazovatelnoj.html
povishenie-konkurentosposobnosti-promishlennogo-predpriyatiya-na-osnove-innovacionnoj-modeli-razvitiya-stranica-4.html
povishenie-pishevoj-cennosti-muchnih-konditerskih-izdelij-federalnaya-celevaya-programma-integraciya-institut-ekonomiki.html
povishenie-uchebnoj-motivacii-obuchayushihsya-osnovnoj-i-polnoj-srednej-shkoli-sredstvami-mezhpredmetnoj-integracii.html
povisit-uchebnuyu-uspevaemost-rebenok-v-detskom-dome.html
  • composition.bystrickaya.ru/olega-bahtiyarova-ya-nachal-raziskivat-eshe-neskolko-let-nazad-no-togda-on-okazalsya-neulovim-napomnyu-chto-ego-familiya-zvuchala-v-pervom-tome-v-svyazi-s-tehnikoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/martial-arts-mysticism-essay-research-paper-martial.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-rinok-cennih-bumag-tema-kontrolnoj-raboti.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kirillova-n-b-mediasreda-rossijskoj-modernizacii-m-akademicheskij-proekt-2005-400-s.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-razrabotan-v-sootvetstvii-s-prinyatoj-klassifikaciej-sluzhashih-na-tri-kategorii-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih-tehnicheskih-ispolnitelej-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-osnovnie-principi-teatra-uchebnoe-posobie-obobshaet-opit-raboti-so-studentami-po-akterskomu-i-rezhisserskomu.html
  • spur.bystrickaya.ru/mashinostroenie-informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rg-yapparov-sv-zajcev-po-chuvashskij-gosudarstvennij-universitet-im-i-n-ulyanova-20-let-borbi-s-vichspidom.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lost-valli-centr-lost-valley-center-predislovie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-finansovaya-politika-kurs-dlya-distancionnogo-obucheniya-kurs-podgotovlen-professorom-kafedri-menedzhmenta.html
  • grade.bystrickaya.ru/novij-god-v-ivanove-v-gostyah-u-drakona-moskva-rostov-velikij-ivanovo-ples.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechaniya-uchenie-istinnoj-veri-vsegda-yasno-i-prosto-11.html
  • lesson.bystrickaya.ru/religioznaya-zhizn-moskvi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-marketing-kvalifikaciya-stepen-bakalavr-forma-obucheniya-ochnaya-zaochnaya-omsk-2011-soderzhanie-stranica-13.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-it-infrastruktura-publichnij-doklad.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voroncova-yuliya-aleksandrovna--programma-chelyabinsk-rossiya-25-26-aprelya-2008-goda-chelyabinsk-2008-organizacionnij.html
  • crib.bystrickaya.ru/investicii-v-nedvizhimost-tretya-storona-medali-delovaya-nedvizhimost-27092007-igor-voronin.html
  • school.bystrickaya.ru/dzhejn-katra-rassel-targ.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-bd-irbis-v-2009-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-64-metaniya-kniga-3-gnezdo-pegasa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-comment-on-or-explain-the-following-posobie-po-obshemu-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-iv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vestnik-peremen-a-k-prijma-professionalnij-pisatel-i-izvestnij-issledovatel-anomalnih-yavlenij-avtor-mnogih.html
  • education.bystrickaya.ru/-4-zoopsihologiya-m-g-yaroshevskij-istoriya-psihologii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-uroka-fiziki-v-8-klasse-po-teme-osobennosti-vidov-teploperedachi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-urokah-fiziki-kak-uslovie-dostizheniya-metapredmetnih-rezultatov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti-finansi-i-kredit-dlya-studentov-specializacii-gosudarstvennie-i-municipalnie-finansi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnie-metodologicheskie-i-prikladnie-voprosi-statistiki-i-intellektualnogo-analiza-dannih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-chislennoe-integrirovanie-v-profilnom-obuchenii-informatike-doronina-n-a.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-avtore-intimnoj-komedii-chut-podrobnee-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-programmi-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-pervogo-kraevogo-festivalya-evenkijskoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-i-puti-sovershenstvovaniya-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-16.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-geografii-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-ekologicheskie-problemi-na-sovremennom-etape-ekologicheskoe-sostoyanie-atmosfernogo-vozduha-v-belgorodskoj-oblasti.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-perechen-materialno-tehnicheskih-sredstv-uchebnogo-pomesheniya-dlya-provedeniya-prakticheskih-seminarskih-zanyatij-po-disciplinam-cikla-obsheprofessionalnih-disciplin.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.