Тема детства в произведениях Л. Кассиля и М. Твена
.RU

Тема детства в произведениях Л. Кассиля и М. Твена

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра литературы

Курсовая работа на тему:

«ТЕМА ДЕТСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. КАССИЛЯ И М. ТВЕНА»

Курск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Детство как особый период в жизни человека

1.2 Специфика детской литературы

ГЛАВА 2. ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. КАССИЛЯ И М. ТВЕНА

2.1 Детство в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

2.2 Детская тема в творчестве М. Твена

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Тема детства в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художественным творчеством воспитательных теорий просветителей и прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа XVIII–XIX веков.

Появление пристального внимания к миру ребенка традиционно относят к веку Просвещения, когда ребенок – объект воспитания – получает специальную детскую литературу, которая призвана способствовать его превращению из «пустого места» и «tabula rasa» (по мысли Дж. Локка) в человека взрослого, т. е. зрелого, наделенного возможными добродетелями. Эпохе Просвещения, в частности английского, мы обязаны появлением собственно детской литературы. Начало ее зарождения и формирования приходится на 1840-е гг. Тогда появляются первые назидательные произведения для детей, так называемые moral tales.

В последнее время интерес к изучению особого мира детей все возрастает, свидетельством чему является то, что емкое понятие «детская субкультура» имеет место в психологическом словаре.

Детская субкультура трактуется в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты - элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Д. И. Фельдштейн отмечает, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, «развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру».

А потому важным нам представляется в этой связи рассмотрение отражения мира детства в художественной литературе, поскольку она отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-этических ценностей цивилизованного мира.

Для анализа проблемы воплощения мира детства и образов детей в художественном произведении нами были отобраны произведения двух известных писателей из отечественной и зарубежной литератур: Л. Кассиля и М. Твена, как одних из наиболее ярких представителей художников слова, пишущих для детей.

Льва Абрамовича Кассиля (1905 - 1970) справедливо называют одним из зачинателей детской литературы нового, послереволюционного периода. В его первом произведении для детей - повести «Кондуит и Швамбрания» переплетаются характерные для всей детской литературы начала века темы, мотивы, проблемы, и сами принципы изображения событий и героев - также открытие нового времени.

Тема детства в творчестве М. Твена также имеет свою специфику. Традиционно исследователи творчества Твена говорят о создании им нового типа ребенка, принципиально отличающегося своей естественностью от слащавых, приглаженных детей из произведений эпигонов романтизма. В 1874 г. Твен начинает, а в 1875 г. заканчивает работу над повестью «Приключения Тома Сойера», которая задумывалась и была написана прежде всего не как книга для детей, а как книга о детстве. Писателю, наблюдавшему Америку спустя десятилетие после Гражданской войны, детство представлялось утраченным раем. Не случайно чуть позже Твен признавался, что «Том Сойер просто псалом, переложенный прозой». Действительно, как отмечают большинство исследователей, в повести противопоставлены мир детства и мир взрослых. Концепция детства у Твена удивительным образом совпадает с романтической концепцией детства у Блейка и манифестирована в повести множеством мотивов, которые несут в себе память об их романтическом прошлом.

Таким образом, целью нашей работы является рассмотрение воплощения темы детства в произведениях Л. Кассиля и М. Твена.

Задачи:

- рассмотреть содержание понятия «детство» как особого периода в жизни человека;

- выявить специфические черты детской литературы;

- проанализировать пути и методы изображения мира детей в произведениях Л. Кассиля и М. Твена.

- сделать выводы о сходстве и различии воплощения темы детства в произведениях этих писателей.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при дальнейшем изучении курсов «Русская литература», «Зарубежная литература», «Детская литература», а также при подготовке к спецкурсам по творчеству рассмотренных писателей, и при подготовке к семинарским и практическим занятиям по литературе.


ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Детство как особый период в жизни человека

Мир Детства - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом.

В историко-социологическом и этнографическом изучении детства И.С. Кон выделяет три автономных аспекта:

положение детей в обществе, их социальный статус, способы жизнедеятельности, отношения со взрослыми, институты и методы воспитания и др.;

символические образы ребенка в культуре и массовом сознании, соционормативные представления о возрастных свойствах, критериях зрелости и т.п.;

собственно культура детства, внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие взрослого общества, фольклор и т. д.

Все эти аспекты взаимосвязаны, и каждый из них может быть предметом разнообразных психологических, социологических, исторических и этнографических изысканий. Познание детства в научной или художественной форме неотделимо от истории общества и его социального самосознания.

Отдельные элементы истории Детства имеются в любых хороших трудах по социальной истории, истории семьи, культуры и быта, а также в исторических биографиях. Однако эти данные фрагментарны, несистематичные и теоретически слабо осмысленны.

Исторически понятие Детства связывается с определенным социальным статусом. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Ф. Ариесом. Благодаря его работам, интерес к истории детства значительно вырос, а исследования признаны классическими.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие Детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые конкретно показал, что Детство - не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.

Ф. Ариеса и его многочисленных последователей интересует не столько исторический ребенок или реальное прошлое Детства, сколько социальные установки, отношение взрослого к детям и Детству. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, по Ф. Ариесу, - одна из главных характеристик культур в целом.

И.С. Кон отмечает, что самой широкой и честолюбивой психоаналитической концепцией истории детства является «психогенная теория истории» американского психоаналитика, социолога и историка Ллойда Демоза. Психоистория, по Л. Демозу, - это независимая отрасль знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей.

В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю Детства на шесть периодов, каждому их которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.

Бросающий стиль (IV-XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них - оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.

Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало.


povishenie-energoeffektivnosti-nefteprovodnogo-transporta-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-hanti-mansijskogo.html
povishenie-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-tema-lekcii-prioritetnie-napravleniya-razvitiya-obrazovatelnoj.html
povishenie-konkurentosposobnosti-promishlennogo-predpriyatiya-na-osnove-innovacionnoj-modeli-razvitiya-stranica-4.html
povishenie-pishevoj-cennosti-muchnih-konditerskih-izdelij-federalnaya-celevaya-programma-integraciya-institut-ekonomiki.html
povishenie-uchebnoj-motivacii-obuchayushihsya-osnovnoj-i-polnoj-srednej-shkoli-sredstvami-mezhpredmetnoj-integracii.html
povisit-uchebnuyu-uspevaemost-rebenok-v-detskom-dome.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretij-god-viktor-gyugo-devyanosto-tretij-god-stranica-17.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obretaet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utverzhden-o-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalichie-nedovznosa-v-obyazatelnie-rezervi-i-ili-neuplachennih-shtrafov-za-narushenie-poryadka-obyazatelnogo-rezervirovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-rabochaya-programma-disciplini-tovarovedenie-pishevih-produktov-napravlenie-051000-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-izdana-pri-podderzhke-blagotvoritelnogo-fonda-rossijskij-evrejskij-kongress.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-sostavleniya-i-provedeniya-prostejshih-samostoyatelnih-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami-chast-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/452-konkurenti-emitenta-127994-rossiya-g-moskva-ul-malaya-dmitrovka-d-2315-str-1-informaciya-soderzhashayasya.html
  • write.bystrickaya.ru/generalnij-plan-voronskogo-selskogo-poseleniya-sudislavskogo-municipalnogo-rajona-kostromskoj-oblasti-materiali-po-obosnovaniyu-proekta-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-5-investicionnie-nalogovie-preferencii-kodeks-respubliki-kazahstan.html
  • books.bystrickaya.ru/dannie-o-kolichestve-religioznih-obedinenij-v-razreze-gorodov-i-rajonov-oblasti-na-01012007-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-2-risk-hozyajstvennoj-deyatelnosti-programma-pk-1-003-2009-povisheniya-kvalifikacii-auditorov-novoe-v-normativno-pravovom.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sergej-alekseev-stranica-19.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-na-2011-2012-uchebnij-god-publichnij-otchyot-direktora-shkoli-za-2010-2011-uchebnij-god-sankt-peterburg.html
  • books.bystrickaya.ru/efirnoe-vremya-mezhdu-kandidatami-v-deputati-raspredelyat-6-fevralya-radio-26-mayak-novosti-27-01-2006-lobanov-oleg-11-00-26.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-motivaciya-kak-funkciya-menedzhmenta-34.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-vliyanie-dostizhenij-v-sfere-kompyuternoj-obrabotki-informacii-na-razvitie-bankovskih-tehnologij.html
  • studies.bystrickaya.ru/42-strategiya-snizheniya-proizvodstvennih-izderzhek-diplomirovannij-specialist-5-let-obucheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/26-oktyabrya-v-mguu-proshla-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-na-temu-teoriya-i-praktika-upravleniya-gorodom-moskvoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/strukturno-dinamicheskie-modeli-v-zadachah-spektralnoj-identifikacii-kislorodsoderzhashih-soedinenij-05-13-18-matematicheskoe-modelirovanie-chislennie-metodi-i-kompleksi-programm.html
  • tests.bystrickaya.ru/kultura-drevnego-rima-11.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fond-gosudarstvennogo-imushestva-respubliki-kareliya-soobshaet-o-provedenii-aukciona-po-prodazhe-kompleksa-zdanij-i-sooruzhenij-s-zemelnim-uchastkom-raspolozhennogo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-processa-formirovaniya-oborotnih-sredstv-v-promishlennosti-regiona-s-ispolzovaniem-kreditnogo-mehanizma-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-gosudarstvo-i-pravo-vizantii-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-pravovaya-yuridicheskaya-nauka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kino-kak-novij-eliment-kulturi-xx-veka-chast-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/universiteti-i-nauchnie-uchrezhdeniya-stranica-22.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rezultativnost-deyatelnosti-metodicheskogo-otdela-mou-dod-cdt-leninskogo-r-na.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-prazdnika-rozhdestva-dlya-detej-mladshego-i-srednego-shkolnogo-vozrasta-i-ih-roditelej.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vecher-1400-1800-programma-moskva-15-17-iyunya-2010-g-nauchnij-sovet-po-akustike-ran-obshestvennaya-organizaciya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-nalogoplatelshikov-kirishskogo-rajona.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-podgotovki-prezentacij-ms-powerpoint-prikladnoe-programmnoe-obespechenie-i-ego-effektivnoe-ispolzovanie.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-6-podacha-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-9.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-21-medvezhata-znakomyatsya-s-ejluriej-istorii-iz-zhizni-medvezhat-puteshestvennikov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mezhrajonnogo-molodezhnogo-obrazovatelnogo-foruma-molodezh-v-dejstvii-2012.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-napravlennost-i-motivi-deyatelnosti-lichnosti-513-obshaya-psihologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.