.RU

Тема детства в произведениях Л. Кассиля и М. Твена

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра литературы

Курсовая работа на тему:

«ТЕМА ДЕТСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. КАССИЛЯ И М. ТВЕНА»

Курск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Детство как особый период в жизни человека

1.2 Специфика детской литературы

ГЛАВА 2. ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. КАССИЛЯ И М. ТВЕНА

2.1 Детство в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

2.2 Детская тема в творчестве М. Твена

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Тема детства в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художественным творчеством воспитательных теорий просветителей и прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа XVIII–XIX веков.

Появление пристального внимания к миру ребенка традиционно относят к веку Просвещения, когда ребенок – объект воспитания – получает специальную детскую литературу, которая призвана способствовать его превращению из «пустого места» и «tabula rasa» (по мысли Дж. Локка) в человека взрослого, т. е. зрелого, наделенного возможными добродетелями. Эпохе Просвещения, в частности английского, мы обязаны появлением собственно детской литературы. Начало ее зарождения и формирования приходится на 1840-е гг. Тогда появляются первые назидательные произведения для детей, так называемые moral tales.

В последнее время интерес к изучению особого мира детей все возрастает, свидетельством чему является то, что емкое понятие «детская субкультура» имеет место в психологическом словаре.

Детская субкультура трактуется в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты - элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Д. И. Фельдштейн отмечает, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, «развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру».

А потому важным нам представляется в этой связи рассмотрение отражения мира детства в художественной литературе, поскольку она отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-этических ценностей цивилизованного мира.

Для анализа проблемы воплощения мира детства и образов детей в художественном произведении нами были отобраны произведения двух известных писателей из отечественной и зарубежной литератур: Л. Кассиля и М. Твена, как одних из наиболее ярких представителей художников слова, пишущих для детей.

Льва Абрамовича Кассиля (1905 - 1970) справедливо называют одним из зачинателей детской литературы нового, послереволюционного периода. В его первом произведении для детей - повести «Кондуит и Швамбрания» переплетаются характерные для всей детской литературы начала века темы, мотивы, проблемы, и сами принципы изображения событий и героев - также открытие нового времени.

Тема детства в творчестве М. Твена также имеет свою специфику. Традиционно исследователи творчества Твена говорят о создании им нового типа ребенка, принципиально отличающегося своей естественностью от слащавых, приглаженных детей из произведений эпигонов романтизма. В 1874 г. Твен начинает, а в 1875 г. заканчивает работу над повестью «Приключения Тома Сойера», которая задумывалась и была написана прежде всего не как книга для детей, а как книга о детстве. Писателю, наблюдавшему Америку спустя десятилетие после Гражданской войны, детство представлялось утраченным раем. Не случайно чуть позже Твен признавался, что «Том Сойер просто псалом, переложенный прозой». Действительно, как отмечают большинство исследователей, в повести противопоставлены мир детства и мир взрослых. Концепция детства у Твена удивительным образом совпадает с романтической концепцией детства у Блейка и манифестирована в повести множеством мотивов, которые несут в себе память об их романтическом прошлом.

Таким образом, целью нашей работы является рассмотрение воплощения темы детства в произведениях Л. Кассиля и М. Твена.

Задачи:

- рассмотреть содержание понятия «детство» как особого периода в жизни человека;

- выявить специфические черты детской литературы;

- проанализировать пути и методы изображения мира детей в произведениях Л. Кассиля и М. Твена.

- сделать выводы о сходстве и различии воплощения темы детства в произведениях этих писателей.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при дальнейшем изучении курсов «Русская литература», «Зарубежная литература», «Детская литература», а также при подготовке к спецкурсам по творчеству рассмотренных писателей, и при подготовке к семинарским и практическим занятиям по литературе.


ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Детство как особый период в жизни человека

Мир Детства - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом.

В историко-социологическом и этнографическом изучении детства И.С. Кон выделяет три автономных аспекта:

положение детей в обществе, их социальный статус, способы жизнедеятельности, отношения со взрослыми, институты и методы воспитания и др.;

символические образы ребенка в культуре и массовом сознании, соционормативные представления о возрастных свойствах, критериях зрелости и т.п.;

собственно культура детства, внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие взрослого общества, фольклор и т. д.

Все эти аспекты взаимосвязаны, и каждый из них может быть предметом разнообразных психологических, социологических, исторических и этнографических изысканий. Познание детства в научной или художественной форме неотделимо от истории общества и его социального самосознания.

Отдельные элементы истории Детства имеются в любых хороших трудах по социальной истории, истории семьи, культуры и быта, а также в исторических биографиях. Однако эти данные фрагментарны, несистематичные и теоретически слабо осмысленны.

Исторически понятие Детства связывается с определенным социальным статусом. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Ф. Ариесом. Благодаря его работам, интерес к истории детства значительно вырос, а исследования признаны классическими.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие Детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые конкретно показал, что Детство - не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.

Ф. Ариеса и его многочисленных последователей интересует не столько исторический ребенок или реальное прошлое Детства, сколько социальные установки, отношение взрослого к детям и Детству. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, по Ф. Ариесу, - одна из главных характеристик культур в целом.

И.С. Кон отмечает, что самой широкой и честолюбивой психоаналитической концепцией истории детства является «психогенная теория истории» американского психоаналитика, социолога и историка Ллойда Демоза. Психоистория, по Л. Демозу, - это независимая отрасль знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей.

В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю Детства на шесть периодов, каждому их которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.

Бросающий стиль (IV-XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них - оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.

Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало.


povishenie-energoeffektivnosti-nefteprovodnogo-transporta-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-hanti-mansijskogo.html
povishenie-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-tema-lekcii-prioritetnie-napravleniya-razvitiya-obrazovatelnoj.html
povishenie-konkurentosposobnosti-promishlennogo-predpriyatiya-na-osnove-innovacionnoj-modeli-razvitiya-stranica-4.html
povishenie-pishevoj-cennosti-muchnih-konditerskih-izdelij-federalnaya-celevaya-programma-integraciya-institut-ekonomiki.html
povishenie-uchebnoj-motivacii-obuchayushihsya-osnovnoj-i-polnoj-srednej-shkoli-sredstvami-mezhpredmetnoj-integracii.html
povisit-uchebnuyu-uspevaemost-rebenok-v-detskom-dome.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proishozhdenie-soznaniya-kurs-lekcij-3-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2006-udk-159-9076-637-01.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vash-avtopilotpodsoznanie-devid-molden-menedzhment-i-mogushestvo-nlp-kak-operedit-konkurentov-s-pomoshyu-nejro-lingvisticheskogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-matematiki.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vtb-kapital-tpg-i-ebrr-zakrili-sdelku-po-vikupu-doli-v-lente-eksklyuziv-speckurs-dlya-ipoteki-11-stavki-po-ipoteke-v-ssha-snizhayutsya-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnaya-shkola-v-kabardino-balkarii-diplomatiya-davida-stroitelya-na-kavkaze.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-kakoj-interval-vremeni-budet-rekomendovan-mezhdu-pervoj-i-vtoroj-dozoj-esli-potrebuyutsya-dve-dozi-vakcini.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vashi-uspehi-na-rabote-test-dlya-rpsk-tejkerov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-zanyatosti-naseleniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sanitarnie-pravila-i-normativi-v-planirovanii-proizvodstva-i-proektirovanii-predpriyatij-obshestvennogo-pitaniya-v-gostinice.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-neftegazodobichi-irkutskoj-oblasti.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istochnikovedenie-i-informacionnie-resursi-istorii-dlya-napravleniya-030600-62-istoriya-podgotovki-bakalavra-avtori-programmi.html
  • letter.bystrickaya.ru/oao-drsk-novosti-oao-dek-5.html
  • student.bystrickaya.ru/-26-modelirovanie-izmenenij-v-gosudarstvennom-upravlenii-ekonomicheskie-osnovi-stanovleniya-sovremennih-sistem.html
  • grade.bystrickaya.ru/nikolas-sparks-angel-hranitel-stranica-43.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-svedeniya-o-vipolnenii-meropriyatij-programmi-plana-po-provedeniyu-administrativnoj-reformi-v-astrahanskoj-oblasti-v-2008-godu-po-sostoyaniyu-na-01012009-goda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-kursovih-rabot-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-tolyatti-2012.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-2002-godu-diplomami-minobrazovaniya-rossii-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-za-2002-2006-godi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problemi-zaluchennya-zarubzhnih-nvesticj-v-ukranu-chast-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-pod-redakciej-doktora-stranica-17.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-problemi-vklyucheniya-rossii-v-mirovie-processi-mesto-i-rol-rossii-v-mirovom-hozyajstve.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vertikalnij-kontekst-v-novellah-tomasa-manna-chast-2.html
  • college.bystrickaya.ru/1-osnovnie-matematicheskie-ponyatiya-i-fakti-arifmetika-algebra-i-nachala-analiza.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-avtomatizirovannie-sistemi-upravleniya-gostinicej.html
  • student.bystrickaya.ru/-zavoevanie-liderstva-na-rinke-i-v-opredelenii-cen-etu-cel-starayutsya-dostich-chashe-krupnie-kompanii.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-ne-uchtyon-p-tehnicheskoj-chasti-mds-81-38-2004-ukazanij-po-primeneniyu-ferr-terr-2001-na-remontno-stroitelnie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2istoriko-pravovie-aspekti-vidi-i-formi-prava-sobstvennosti-dlya-zakaza-etoj-ili-novoj-raboti-svyazhites.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-v-celom-vernoe-odnako-reshenie-soderzhit-sushestvennie-oshibki-libo-propusheni-sluchai-ne-vliyayushie-na-logiku-rassuzhdenij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/logisticheskij-kontrolling-i-ego-vnedrenie-v-organizacii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-i-suhinov-2008g-stranica-11.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proverka-ubeditelnosti-zadacha-upravlenie-telom-zadacha-podderzhanie-dushevnoj-garmonii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aya-melamed-ezhekvartalnij-nauchno-prakticheskij-zhurnal.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-programma-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-yurisprudenciya-irkutsk-2006.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-i-diplomnih-rabot-programma-obyazatelnogo-uchebnogo-kursa-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tamozhennoe-oformlenie-i-tamozhennij-kontrol-pri-peremeshenii-valyuti-i-cennih-bumag-fizicheskimi-li.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.