.RU

Современная авторская журналистика

Введение

Сегодня авторская журналистика как таковая значительно сдала свои позиции. Во многом это происходит из-за недоверия читателя к информации, которую предоставляет журналист. В обществе бытует мнение о субъективности пишущих, о «заказном» характере информации, спекуляции фактов и об умалчивании некоторых деталей.

Поскольку в последнее время появилось много размышлений, нужна ли авторская журналистика, раз она не может удовлетворить «информационный голод» общества, это обстоятельство определило выбор темы дипломной работы: «Авторская журналистика сегодня (на материалах современных российских СМИ)».

Яркой иллюстрацией данной проблемы в дипломе является исследование творчества Михаила Леонтьева, представляющего в своей колонки взгляды правительства. Ничего провокационного против русского государства Леонтьев не говорит, поддерживая имидж канала и того же государства. Наоборот, многие из его монологов звучат как апологетика российской внешней политики, оправдание или растолковывание «простых истин». Особенно это касается передач, посвященных проблеме войны с Грузией.

Отметим, что пессимистично оценивают будущее журналистики не только читатели, но и журналисты.

По мнению украинской журналистки Аллы Котляр, «авторская журналистика вымирает, потому что журналисты не являются специалистами в темах, о которых пишут. А несовпадение интересных людям тем и тех, что освещаются СМИ, часто поражает»[1] .

Главная цель дипломной работы – показать, что сегодня представляет собой авторская журналистика, и ответить на вопрос – действительно ли она изживает себя.

Под авторской журналистикой здесь и далее мы будем подразумевать аналитические тексты, вскрывающие внутренние причинно-следственные связи социально-значимых явлений современности.

Аналитика – это:

· формулировка проблемы, требующей всестороннего анализа:

· причины;

· мотивации людей, которые привели к обсуждаемой проблеме;

· предположения, гипотезы о дальнейшем развитии событий, проведение аналогий;

· программа действий, рекомендации.

Важная особенность аналитических текстов – присутствие журналистского «я» в текстах, позиция автора, основанная на его личностном мировосприятии (сюда относятся этические нормы, психологические и социальные аспекты личности автора). Проблемы объективности-субъективности в журналистских текстах мы подробнее рассмотрим во второй главе нашей работы.

Разработка цели предполагает решение ряда задач:

1. Изучить уже имеющиеся теоретические материалы, которые разрабатывали различные аспекты, касающиеся проявления авторского «я» журналиста;

2. Рассмотреть журналистские этические кодексы как зафиксированные требования, предъявляемые к журналистам и их текстам;

3. Осветить существующие точки зрения на проблему объективности-субъективности в журналистике;

4. Напомнить об ответственности журналиста перед аудиторией за обнародование своей позиции;

5. Изучить роль каждого инструмента журналиста в создании авторских текстов;

6. Проанализировать примеры творчества современных авторов-аналитиков;

7. Выявить основные приемы, используемые современными журналистами для создания текстов;

Гипотезой данного исследования является мысль о том, что аналитические журналистские тексты создаются для того, чтобы влиять на аудиторию, воспитывать ее (во многом это происходит из-за опосредованной журналистом действительности), именно поэтому интерес читателей к таким материалам не исчезнет. Значит, у авторской журналистики огромный потенциал и множество инструментов для создания новых ценностей общества.

Для дальнейшей работы необходимо дать определение понятиям «журналист» и «журналистика».

Большая Советская Энциклопедия трактует журналистику как «вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества»[2] .

Тогда журналист – это «человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях[3] .

Предметом исследования являются аналитические материалы современных российских тележурналистов и колумнистов, то есть писателей, а объектом – авторская журналистика.

Авторская журналистика в контексте объективности-субъективности, этических кодексов изучена достаточно хорошо. Новизна нашего исследования заключается в том, что мы через изучение приемов современных авторов докажем ценность их материалов для общества.

В теоретической части мы рассмотрели научные труды Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста», М.Н. Кима «Теория создания журналистского произведения», Е.А. Корнилова «Социиокультурные модели журналистики», А.А. Тертычного «Жанры периодической печати» и «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход», Д.С. Авраамов а «Профессиональная этика журналиста», С.К. Рощина «Психология и журналистика», А.Н.Гвоздева «Очерки по стилистике русского языка», М. С. Черепахова «Таинства мастерства публициста» и многие другие источники.

В первой главе мы опираемся на работы «Таинства мастерства публициста», «Очерки по стилистике русского языка», «Творческая индивидуальность в журналистике», «Теория создания журналистского произведения» и т.д.

Для второй главы автор дипломной работы автор многое взял из работ Рощина и Авраамова, которые рассуждают об этических и психологических аспектах журналистики с позиции постсоветского общества.

Весьма интересными и познавательными можно назвать научно-популярные издания американских исследователей – «Четыре теории прессы» и «Беседы о масс-медиа». С некоторыми ограничениями, связанными с национальной спецификой, эти работы оказались полезными для данного исследования.

В главе I «Роль и способы выражения авторского «я» мы подробно изучаем инструменты творчества журналиста, такие как факт, искусство анализа, процесс обобщений, описываем рациональное и эмоциональное начала в журналистике, формулируем определение понятия «стиль языка».

В главе II «Профессиональная этика журналиста: позиция и субъективность» мы попытались ответить на следующие вопросы: Что значит понятие «авторская позиция» применительно к журналистике? Насколько её выражение в СМИ соотносится с требованием объективности, о котором говорят все вокруг и которое записано в этических кодексах журналиста? Несёт ли автор за выражение своего мнения какую-либо ответственность перед обществом и, вообще, нужно ли это аудитории?

В теоретической части мы уделили особое внимание одному из важных аспектов деятельности современных журналистов, влияющих на проявление авторского «я» и позицию журналиста, – зажатость журналиста между чужими интересами.

Со своей стороны автор постарался найти объяснения этому явлению.

В III главе мы исследовали приемы современных колумнистов – Максима Соколова, Льва Рубинштейна, Михаила Леонтьева и Евгения Гришковца. Особенность практической части заключается в том, что детально проанализированы стили не только деловых журналистов (Соколова в печати, Леонтьева на ТВ), но и журналистов-писателей (Рубинштейна в печати, Гришковца на ТВ).


Глава 1. Роль и способы выражения авторского «я»

«Журналисты похожи на зайцев на снегу. Впереди — заснеженная степь. И кажется, что побежав к горизонту, туда, где солнце, оставишь за собой правильный след, за которым, возможно, пойдут другие. Нам хочется не просто писать «о…». Мы тешим себя надеждой, что можем влиять «на…». Но зайцев много, и горизонт у каждого свой — снег покрыт затейливым рисунком заячьих лапок. Останутся ли следы, когда растает снег, или окажется, что мы просто описывали бездушное белоснежное пространство, которому нет до этого никакого дела»[4] .

Это ЛИД из интервью «Медиа: зайцы на снегу» с доктором филологических наук, профессором Мариупольского государственного университета и Национальной академии государственного управления при президенте Украины Георгием Почепцовым, подготовленного украинской журналисткой Аллой Котляр.

Материал посвящен вымиранию авторской журналистики и причинам этого процесса. Алла Котляр латентно подталкивает читателя к размышлению о том, действительно ли серьезная авторская журналистика отжила свой век?

Подобные мысли самих журналистов свидетельствуют о том, что и они беспокоятся о будущем авторской журналистики и ищут способы выхода из тупика. Мы попытаемся с помощью теории найти ответы на эти и многие другие вопросы.

1.1 Личность журналиста в системе журналистики 1.1.1 Структура творческой индивидуальности журналиста

«Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности. Способности и другие свойства личности выступают при таком подходе как заданные условия формирования творческой индивидуальности, условия, определяющие формы, способы и динамику этого процесса. Формируя в себе творческую индивидуальность, личность «использует» свои природные качества в целях успешного выполнения деятельности»[5] .


shlyumbergera-dekabrist-varvarina-kosa.html
shodnie-sudbi-dvuh-nedarvinovskih-koncepcij-evolyucii-lsberga-i-rgoldshmita.html
shokolad-chast-3.html
shokolad.html
sholohov-m-a-oderzhimij-boec-kommunizma-i-romanticheskij-mechtatel.html
shon-penn-ustraivaet-karnaval-v-kannah-segodnya-v-kinoteatre-hudozhestvennij-projdet-gorodskoe-blagotvoritelnoe.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-usherba-ot-zagryazneniya-okruzhayushej-prirodnoj-sredi.html
  • klass.bystrickaya.ru/93-organi-i-sluzhbi-standartizacii-v-rossijskoj-federacii-1-metrologiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-sergeevich-pushkin-stihotvoreniya-1823-1836.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-snizhenie-napryazhennosti-na-rinke-truda-krasnoyarskogo-kraya-stranica-3.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-predmetnoj-deyatelnosti-na-razvitie-detej.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovoditelej-organizacii-kinopokaza.html
  • grade.bystrickaya.ru/obuchenie-i-povishenie-kvalifikacii-cherez-gu-centr-zanyatosti-naseleniya-leninsk-kuzneckogo-gorodskogo-okruga-reshenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandra-david-neel-mistiki-i-magi-tibeta.html
  • books.bystrickaya.ru/direktor-filiala-yul-yareckij-vid-issledovaniya-fundamentalnie-prikladnie-ili-razrabotka.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-3-protoierej-aleksandr-shmeman.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-triumf-anzheliki-ann-i-serzh-golon-chast-pervaya-shepetilnost-somneniya-i-muki-shevale-glava-1.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-sahaline-i-kurilah-otklonenij-ot-estestvennogo-radiacionnogo-fona-ne-viyavleno-mchs-internet-resurs-itar-tasscom-14042011.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-muzikalnaya-kultura-antichnosti-tlivanova-istoriya-zapadno-evropejskoj-muziki-do-1789-goda-tom-pervij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya-dlya-razrabotki-predproektnoj-dokumentacii-svod-pravil-po-inzhenernim-iziskaniyam-dlya-stroitelstva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-vospitatelnoj-raboti-programma-razvitiya-gou-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-853.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-ob-itogah-vserossijskogo-molodezhnogo-nauchnogo-foruma-molodie-issledovateli-regionam-21-22-aprelya-2011-goda-g-vologda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42-soderzhanie-razdelov-disciplini-normativnij-srok-osvoeniya-programmi-4-goda-fgos-vpo-utverzhden-prikazom-minobrnauki.html
  • university.bystrickaya.ru/g-i-nevelskogo-desyatiletiyu-psihologicheskogo-obrazovaniya-v-primore-posvyashaetsya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-predisloviya-k-sborniku-kokinsyu-t-a-spichenko-kultura-yaponii.html
  • school.bystrickaya.ru/cuisine-nationale-du-b-larus.html
  • books.bystrickaya.ru/belomorsk-1918-belomorsk-bibliograficheskij-ukazatel-sovetskoj-literaturi-za-1917-1965-gg.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-spisok-osnovnoj-i-dopolnitelnoj-literaturi-programma-uchebnoj-disciplini-organicheskaya-himiya-i-osnovi-supramolekulyarnoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-tarau-zhalpi-erezheler-1-bap-negzg-imdar.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-drevnej-filosofii-fragmenti-publikuyutsya-po-istochniku-chanishev-a-n-kurs-lekcij-po-drevnej-filosofii-ucheb-posobie-dlya-filos-fak-i-otdelenij-un-tov-m-vissh-shkola-1981-lekciya-ix-stranica-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hranenie-tovarov-i-drugih-predmetov-vvezennih-na-tamozhennuyu-territoriyu-ukraini-pod-tamozhennim-kontrolem-ukr-zbergannya-tovarv-ta-nshih-predmetv-vvezenih-na-mitnu-teritoryu-ukrani-pd-mitnim-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/anatomiya-i-fiziologiya-detej-doshkolnogo-vozrasta-mochevidelitelnaya-sistema.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-tovarovedenie-i-tehnologiya-pererabotki-zagotovitelnogo-sirya-rastitelnogo.html
  • college.bystrickaya.ru/1415-2000-307-aud-10-korpus-tpu-programma-vi-mezhdunarodnoj-konferencii-studentov-imolodih-uchenih-perspektivi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-zakazchika-plan-grafik-razmesheniya-zakazov-na-postavki-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-dlya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-mayak-26062009-2100-novosti-20.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stimul-novih-zemel-icq-75088656-biblioteka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sm-primechanie-nizhe-stranica-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-po-specialnosti-260501-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya-dlya-vseh-form-obucheniya-stranica-14.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-a-barzikina-konferenciya-minekonomrazvitiya-rossii-i-tpp-rf.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.