.RU

Современная авторская журналистика

Введение

Сегодня авторская журналистика как таковая значительно сдала свои позиции. Во многом это происходит из-за недоверия читателя к информации, которую предоставляет журналист. В обществе бытует мнение о субъективности пишущих, о «заказном» характере информации, спекуляции фактов и об умалчивании некоторых деталей.

Поскольку в последнее время появилось много размышлений, нужна ли авторская журналистика, раз она не может удовлетворить «информационный голод» общества, это обстоятельство определило выбор темы дипломной работы: «Авторская журналистика сегодня (на материалах современных российских СМИ)».

Яркой иллюстрацией данной проблемы в дипломе является исследование творчества Михаила Леонтьева, представляющего в своей колонки взгляды правительства. Ничего провокационного против русского государства Леонтьев не говорит, поддерживая имидж канала и того же государства. Наоборот, многие из его монологов звучат как апологетика российской внешней политики, оправдание или растолковывание «простых истин». Особенно это касается передач, посвященных проблеме войны с Грузией.

Отметим, что пессимистично оценивают будущее журналистики не только читатели, но и журналисты.

По мнению украинской журналистки Аллы Котляр, «авторская журналистика вымирает, потому что журналисты не являются специалистами в темах, о которых пишут. А несовпадение интересных людям тем и тех, что освещаются СМИ, часто поражает»[1] .

Главная цель дипломной работы – показать, что сегодня представляет собой авторская журналистика, и ответить на вопрос – действительно ли она изживает себя.

Под авторской журналистикой здесь и далее мы будем подразумевать аналитические тексты, вскрывающие внутренние причинно-следственные связи социально-значимых явлений современности.

Аналитика – это:

· формулировка проблемы, требующей всестороннего анализа:

· причины;

· мотивации людей, которые привели к обсуждаемой проблеме;

· предположения, гипотезы о дальнейшем развитии событий, проведение аналогий;

· программа действий, рекомендации.

Важная особенность аналитических текстов – присутствие журналистского «я» в текстах, позиция автора, основанная на его личностном мировосприятии (сюда относятся этические нормы, психологические и социальные аспекты личности автора). Проблемы объективности-субъективности в журналистских текстах мы подробнее рассмотрим во второй главе нашей работы.

Разработка цели предполагает решение ряда задач:

1. Изучить уже имеющиеся теоретические материалы, которые разрабатывали различные аспекты, касающиеся проявления авторского «я» журналиста;

2. Рассмотреть журналистские этические кодексы как зафиксированные требования, предъявляемые к журналистам и их текстам;

3. Осветить существующие точки зрения на проблему объективности-субъективности в журналистике;

4. Напомнить об ответственности журналиста перед аудиторией за обнародование своей позиции;

5. Изучить роль каждого инструмента журналиста в создании авторских текстов;

6. Проанализировать примеры творчества современных авторов-аналитиков;

7. Выявить основные приемы, используемые современными журналистами для создания текстов;

Гипотезой данного исследования является мысль о том, что аналитические журналистские тексты создаются для того, чтобы влиять на аудиторию, воспитывать ее (во многом это происходит из-за опосредованной журналистом действительности), именно поэтому интерес читателей к таким материалам не исчезнет. Значит, у авторской журналистики огромный потенциал и множество инструментов для создания новых ценностей общества.

Для дальнейшей работы необходимо дать определение понятиям «журналист» и «журналистика».

Большая Советская Энциклопедия трактует журналистику как «вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества»[2] .

Тогда журналист – это «человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях[3] .

Предметом исследования являются аналитические материалы современных российских тележурналистов и колумнистов, то есть писателей, а объектом – авторская журналистика.

Авторская журналистика в контексте объективности-субъективности, этических кодексов изучена достаточно хорошо. Новизна нашего исследования заключается в том, что мы через изучение приемов современных авторов докажем ценность их материалов для общества.

В теоретической части мы рассмотрели научные труды Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста», М.Н. Кима «Теория создания журналистского произведения», Е.А. Корнилова «Социиокультурные модели журналистики», А.А. Тертычного «Жанры периодической печати» и «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход», Д.С. Авраамов а «Профессиональная этика журналиста», С.К. Рощина «Психология и журналистика», А.Н.Гвоздева «Очерки по стилистике русского языка», М. С. Черепахова «Таинства мастерства публициста» и многие другие источники.

В первой главе мы опираемся на работы «Таинства мастерства публициста», «Очерки по стилистике русского языка», «Творческая индивидуальность в журналистике», «Теория создания журналистского произведения» и т.д.

Для второй главы автор дипломной работы автор многое взял из работ Рощина и Авраамова, которые рассуждают об этических и психологических аспектах журналистики с позиции постсоветского общества.

Весьма интересными и познавательными можно назвать научно-популярные издания американских исследователей – «Четыре теории прессы» и «Беседы о масс-медиа». С некоторыми ограничениями, связанными с национальной спецификой, эти работы оказались полезными для данного исследования.

В главе I «Роль и способы выражения авторского «я» мы подробно изучаем инструменты творчества журналиста, такие как факт, искусство анализа, процесс обобщений, описываем рациональное и эмоциональное начала в журналистике, формулируем определение понятия «стиль языка».

В главе II «Профессиональная этика журналиста: позиция и субъективность» мы попытались ответить на следующие вопросы: Что значит понятие «авторская позиция» применительно к журналистике? Насколько её выражение в СМИ соотносится с требованием объективности, о котором говорят все вокруг и которое записано в этических кодексах журналиста? Несёт ли автор за выражение своего мнения какую-либо ответственность перед обществом и, вообще, нужно ли это аудитории?

В теоретической части мы уделили особое внимание одному из важных аспектов деятельности современных журналистов, влияющих на проявление авторского «я» и позицию журналиста, – зажатость журналиста между чужими интересами.

Со своей стороны автор постарался найти объяснения этому явлению.

В III главе мы исследовали приемы современных колумнистов – Максима Соколова, Льва Рубинштейна, Михаила Леонтьева и Евгения Гришковца. Особенность практической части заключается в том, что детально проанализированы стили не только деловых журналистов (Соколова в печати, Леонтьева на ТВ), но и журналистов-писателей (Рубинштейна в печати, Гришковца на ТВ).


Глава 1. Роль и способы выражения авторского «я»

«Журналисты похожи на зайцев на снегу. Впереди — заснеженная степь. И кажется, что побежав к горизонту, туда, где солнце, оставишь за собой правильный след, за которым, возможно, пойдут другие. Нам хочется не просто писать «о…». Мы тешим себя надеждой, что можем влиять «на…». Но зайцев много, и горизонт у каждого свой — снег покрыт затейливым рисунком заячьих лапок. Останутся ли следы, когда растает снег, или окажется, что мы просто описывали бездушное белоснежное пространство, которому нет до этого никакого дела»[4] .

Это ЛИД из интервью «Медиа: зайцы на снегу» с доктором филологических наук, профессором Мариупольского государственного университета и Национальной академии государственного управления при президенте Украины Георгием Почепцовым, подготовленного украинской журналисткой Аллой Котляр.

Материал посвящен вымиранию авторской журналистики и причинам этого процесса. Алла Котляр латентно подталкивает читателя к размышлению о том, действительно ли серьезная авторская журналистика отжила свой век?

Подобные мысли самих журналистов свидетельствуют о том, что и они беспокоятся о будущем авторской журналистики и ищут способы выхода из тупика. Мы попытаемся с помощью теории найти ответы на эти и многие другие вопросы.

1.1 Личность журналиста в системе журналистики 1.1.1 Структура творческой индивидуальности журналиста

«Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности. Способности и другие свойства личности выступают при таком подходе как заданные условия формирования творческой индивидуальности, условия, определяющие формы, способы и динамику этого процесса. Формируя в себе творческую индивидуальность, личность «использует» свои природные качества в целях успешного выполнения деятельности»[5] .


shlyumbergera-dekabrist-varvarina-kosa.html
shodnie-sudbi-dvuh-nedarvinovskih-koncepcij-evolyucii-lsberga-i-rgoldshmita.html
shokolad-chast-3.html
shokolad.html
sholohov-m-a-oderzhimij-boec-kommunizma-i-romanticheskij-mechtatel.html
shon-penn-ustraivaet-karnaval-v-kannah-segodnya-v-kinoteatre-hudozhestvennij-projdet-gorodskoe-blagotvoritelnoe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-territorii-vseleniya-chudovskij-municipalnij-rajon.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poroki-serdca.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-teoreticheskie-osnovi-organizacii-upravlencheskogo-ucheta-i-formirovanie-upravlencheskoj-otchetnosti.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaochnaya-olimpiada-po-istorii-6-7-klassi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv1-tehnicheskaya-chast-dokumentaciya-ob-aukcione-na-provedenie-otkritogo-aukciona.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-58-predelnij-obem-zaimstvovanij-respubliki-saha-yakutiya-municipalnih-obrazovanij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rejtingovaya-sistema-ocenki-znanij-studentov-po-discipline-imitacionnoe-modelirovanie-infokommunikacionnih-sistem.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-protezirovaniya-mitralnogo-klapana-ulyanovsk-15-16-dekabrya-2011g-sajt-www-uniulsu-ru-ulyanovsk-2011.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodno-pravovie-mehanizmi-obespecheniya-prava-na-ohranu-zdorovya-v-kontekste-epidemij-predstavlyayushih-globalnuyu-ugrozu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-takticheskie-tehnologii-vedeniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-habarovsk-2008-udk-159-9-323-28-07-l-481.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-soobsheniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-realizacii-programmi-programma-detskogo-ozdorovitelnogo-lagerya-s-dnevnim-prebivaniem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-konspekt-lekcij-po-kursu-organizacii-sferi-uslug-ekonomika-i-upravlenie-dlya-specialnosti-061100.html
  • school.bystrickaya.ru/ii-trebovaniya-k-uchastnikam-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/oliver-saks-chelovekkotorij-prinyal-zhenu-za-shlyapu-i-drugie-istorii-iz-vrachebnoj-praktiki-sankt-peterburg-2006-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/108-kachestvo-sformirovannih-ponyatij-pri-upravlenii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednih-pedagogicheskih-uchebnih-zavedenij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komandiri-polkov-razezzhalis-posle-vstrechi-novogo-goda-u-komandira-divizii-poslednim-uehal-komandir-332-go-major-barabanov-serpilin-molcha-so-znacheniem-pozha-stranica-43.html
  • student.bystrickaya.ru/119034-g-moskva-3-j-obidenskij-per-d-1-str-5-21fevralya2011-goda-stranica-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-na-fevral-2012-goda-.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/podderzhka-trudovie-otnosheniya-ohrana-truda.html
  • learn.bystrickaya.ru/etiket-delovogo-pisma-vstuplenie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vi-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-pri-mestoblyustitele-patriarshego-prestola-mitropolite-sergii1936-1943.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-na-press-konferenciyu-ponomareva-p-p-na-temu-o-regulirovanii-proizvodstva-i-oborota-etilovogo-spirta-alkogolnoj-spirtosoderzhashej-i-pivobezalkogolnoj-produkcii-v-udmurtskoj-respublike.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-masonstva-chast-14.html
  • education.bystrickaya.ru/-3-russkij-sillabotonicheskij-stih-b-i-osipov-russkie-stihovie-sistemi.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-polna-yumora-vnej-net-nepravdi-vnej-ne-priukrashivaetsya-sobstvennaya-zhizn-i-zhizn-voobshe-stranica-54.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hvastlivogo-vojna.html
  • student.bystrickaya.ru/398-vosstanovlenie-osnovnih-sredstv-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-1-kvartal-2008-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podgotovka-zayavok-na-uchastie-v-zaprose-predlozhenij-instrukciya-po-uchastiyu-v-otkritom-zaprose-predlozhenij-4-obshij.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-podgotovki-poputnogo-gaza.html
  • education.bystrickaya.ru/34zapusk-progrev-i-oprobovanie-dvigatelya-na-zemle-rukovodstvo-po-lyotnoj-ekspluatacii-samolyota-yak-52.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-gorbunov-tehnologiya-rinochnogo-estestvennogo-upravleniya-socialno-ekonomicheskimi-processami-s-ispolzovaniem-mehanizma-vstrechnih-deneg.html
  • control.bystrickaya.ru/cheshskaya-skazka-avia-alfa-aeroturservs.html
  • control.bystrickaya.ru/deyatelnost-mdou-21-iskorka-po-prioritetnomu-napravleniyu-fizicheskoe-razvitie-razvitie-i-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • literature.bystrickaya.ru/bez-prava-na-pobedu-nezavisimaya-gazeta-vladimir-kryukov-17042008-080-str-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.