.RU

Психологические аспекты смерти - часть 5

Прежде всего человек пытается предотвратить опасность, сопротивляясь неизбежному. Частично это физический рефлекс вроде отдергивания руки от горячей плиты, однако, одновременно, по-видимому, происходит психологическая борьба со странным стремлением покориться опасности. Далее мы увидим, что это стремление не деструктивно, а имеет большое значение для выживания. Следующая стадия начинается, как только падающий осознает бесплодность борьбы и смиряется с неизбежностью смерти. При этом у него возникает состояние отрешенности, в котором человеком овладевают странные, не относящиеся к делу мысли. Один скалолаз говорил, что испытывал "мелкую досаду и даже некоторый умозрительный интерес к происходящему". Студент, выброшенный на большой скорости из автомобиля, рассказывал, что, летя кувырком по дороге, он беспокоился, что порвет пальто, а также переживал за школьную футбольную команду, которая в этот момент, по сообщению радио, проигрывала последний матч. Описан также случай, когда падавший с крутого обрыва ребенок боялся одного: потерять новый перочинный ножик. Вскоре бессвязные мысли кристаллизуются в классический образ прожитой жизни. В 1972 г. в Аризоне девятнадцатилетний парашютист упал почти с километровой высоты, сломав при этом лишь нос. Он рассказал, что в начале падения стал пронзительно кричать, затем "понял, что погиб и что жизнь кончилась. Вся прошлая жизнь пронеслась перед моими глазами. Я увидел лицо матери, дома, в которых мне приходилось жить, военную академию, в которой учился, лица друзей, абсолютно все". Хейм рассказал, что "видел себя семилетним мальчиком, идущим в школу, затем четвероклассником, стоящим в классе рядом с любимым учителем Вейцем. Я вновь проигрывал свою жизнь, как будто был на сцене, одновременно смотря на нее с галерки". Тридцатичетырехлетняя медсестра, едва не умершая от комы, вызванной аллергической реакцией на пенициллин, вспоминала особую красочность своих видений: увидев когда-то принадлежавшую ей куклу, она была поражена яркостью ее голубых стеклянных глаз.

Один психиатр объясняет зрительный уход в прошлое как "эмоциональную защиту от мыслей о смерти" и выдвигает предположение, что умирающий человек, лишенный будущего, концентрирует остаток жизненной энергии на попытках вернуть то, что в прошлом представляло для него особую ценность. Другой определяет эти видения как "экранизированную память" и полагает, что, анализируя всплывающие в этот момент воспоминания, можно доказать их связь с негативным жизненным опытом человека. Наиболее полное собрание реакции людей, вернувшихся к жизни, включает в себя описание примерно трехсот случаев и лишь в двенадцати процентах из них выявляет ретроспективные переживания; бесспорно, однако, что такие переживания всегда возникают при внезапной угрозе смерти, например когда человек падает с высоты или тонет. Когда же опасность для жизни надвигается медленно, например в случаях постепенного развития болезни или длительного пребывания в герметично захлопнувшемся холодильнике, картины из прошлой жизни не появляются.

Потом, когда воспоминания исчезают, наступает необычное мистическое состояние. Не следует забывать, что речь идет о последовательности реакций, длящейся буквально считанные секунды. Одна медсестра рассказывала, что, впав под воздействием наркотиков в состояние экстаза, она "идиллически созерцала Тадж-Махал". Упавший в горах альпинист вспоминает: "Мое тело билось о камни, ломалось, превращалось в бесформенную массу, однако мое сознание не реагировало на эти физические повреждения и совершенно не интересовалось ими". Проведенное Хеймом обзорное исследование несчастных случаев в Альпах завершается фразой о том, что смерть в результате падения очень приятна и те, "кто погиб в горах, в последний миг своей жизни созерцали свое прошлое, испытывая состояние преображения. Отринув телесные страдания, они пребывали во власти благородных и мудрых мыслей, небесной музыки и чувства покоя и умиротворения. Они летели сквозь светлые, голубые, величественные небеса; затем мир внезапно останавливался".

Это трансцендентальное состояние столь могущественно и приятно, что испытавшие его не хотят с ним расставаться. Вспоминая свое спасение, тонувшая в детстве женщина говорила: "Я видела, как меня пытались вернуть к жизни, но прикладывала все усилия, чтобы не возвращаться. Тогда я была всего лишь беззаботным семилетним ребенком, однако я больше никогда не испытала того ощущения полнейшего счастья, которое пережила в тот момент". Известно, что уцелевшие самоубийцы, испытавшие это состояние, после выздоровления вновь пробуют покончить с собой - как правило, с большим успехом.

Отмеченное сходство между трансцендентальным состоянием, переживаемым на пороге смерти, и трансцендентальным состоянием, переживаемым под действием наркотиков, показывает сложное сплетение умирания с жизнью. Через стадии сопротивления, созерцания прошлого и транса человек проходит в течение нескольких мгновений, предваряющих внезапную смерть, однако между этими стадиями и гораздо более продолжительными фазами, сопровождающими умирание человека от болезни или старости, можно выявить прямую аналогию.

Элизабет Каблер-Росс опросила около двухсот умирающих больных и выявила пять стадий изменения отношения человека к собственной смерти. Первая реакция на смертельное заболевание обычно такова: "Нет, только не я, это неправда". Такое первоначальное отрицание смерти очень похоже на первые отчаянные попытки альпиниста остановить свое падение. Как только больной осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом или фрустрацией. "Почему я, ведь мне еще так много нужно сделать?" Иногда вместо этой стадии следует стадия попыток совершить сделку с собой и с другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает период страха или депрессии. Эта стадия не имеет аналогов среди переживаний, связанных с внезапной смертью, и, видимо, возникает лишь в тех ситуациях, когда у столкнувшегося со смертью человека есть время для осмысления происходящего. Страху смерти и умирания посвящено множество исследований, в большинстве из них было выдвинуто предположение, что каждому человеку присущ страх смерти, однако, просматривая литературу по проблемам психологической реакции человека на смерть, я был поражен одним фактом. Оказывается, страх смерти возникает только у взрослых людей и только у тех, кто имеет время для размышлений на эту тему. Не существует фактов, подтверждающих врожденность страха смерти либо его развитие в качестве обязательной составляющей поведения, связанного с умиранием. Наоборот, в тех культурах, где к смерти относятся спокойно, рассматривая ее как часть процесса жизни, страха смерти нет. В жизни животных ничто не говорит о том, что смерть является одним из стимулов, вызывающих реакцию инстинктивного избегания или дистресса. Когда молодые шимпанзе достигают определенного возраста, они безо всякого указания извне или какой-либо специальной тренировки начинают избегать контакта со змееподобными объектами. У них есть врожденное свойство страшиться стимулов, способных ассоциироваться с опасностью, однако я не знаю ни одного животного с врожденным страхом самой смерти.

Конечные стадии цикла, предваряющие наступление клинической смерти, одинаковы как при мгновенной, так и при медленной смерти. Если умирающие больные имеют достаточно времени для того, чтобы справиться со своими страхами и примириться с неизбежностью смерти, или получают соответствующую помощь от окружающих, то они нередко начинают испытывать состояние покоя и умиротворенности.

Таким образом, процесс умирания, по-видимому, является самостоятельной фазой развития человека с собственной последовательностью событий, определенными поддающимися описанию переживаниями и способами поведения. Доказательством того, что эти фазы присутствуют не только у людей, умирающих в результате несчастных случаев или заболеваний, является искусственное вызывание тех же стадий умирания у физически абсолютно здоровых людей. Исследование восемнадцати убийц, ожидающих смертной казни в тюрьме Синг-Синг, показало, что отрицание смерти (при помощи которого сводились на нет многие проблемы) сменялось гневом или страхом и, наконец (у тех, кто имел достаточно времени), спокойной медитативной отрешенностью.

Новейшие исследования в области биохимии мозга, проводившиеся в процессе умирания, также свидетельствуют о существовании четырех поддающихся четкому определению стадий. Профессор Неговский из Академии медицинских наук СССР называет их шоком, предагональным состоянием, агонией и клинической смертью. Данная классификация основана главным образом на экспериментах, в ходе которых проводилось наблюдение за собаками, умирающими от кровопотери вследствие повреждения бедренной артерии. Первая стадия начинается через две-три минуты после того, как из организма вытекла примерно половина крови и артериальное давление существенно упало. Это означает, что поступающей в мозг крови недостаточно для обеспечения его нормальной потребности в кислороде и сахаре, на это мозг отвечает включением компенсаторных механизмов: сужением сосудов и освобождением запасов крови из кровяных депо. Эти экстренные меры ненадолго срабатывают, и содержание сахара в крови, поступающей в мозг, увеличивается.

Ключ к пониманию природы смешения жизни и смерти лежит в области естественной истории.

Живое возникло из неживого, и до сих пор его выживание зависит от гибели его отдельных частей. Жизнь и смерть неразличимы, однако существует и третье, отличное от них состояние - гота, а также четкая последовательность приводящих к нему событий. Они могут возникнуть в любой момент жизни.

То, что мы называем смертью, является всего лишь изменением состояния, нередко временным и излечимым. У смерти нет клинической, логической или биологической реальности, она существует как искусственное понятие, имеющее смысл лишь в рамках межличностных отношений.

Литература

Гуревич П.С. О жизни и смерти. Жизнь земная и последующая. Сборник. - М., 1991, стр.401-412.


plan-raboti-upravleniya-gosudarstvennogo-avtodorozhnogo-nadzora-po-zabajkalskomu-krayu-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-transporta-na-2009-god.html
plan-rassledovaniya-po-ugolovnomu-delu.html
plan-realizacii-strategii-regionalnogo-razvitiya-avtonomnoj-respubliki-krim-stranica-32.html
plan-sportivno-massovih-meropriyatij-informacionnaya-spravka-po-shkole.html
plan-videosalona-volshebnaya-kinomaniya-na-2011-god-dlya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-i-ih-roditelej.html
plan-vvedenie-3-arhitekturnie-osobennosti-severnogo-doma-kargopolskogo-kraya-4-.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/masterskie-srednevekovih-monahov-knizhnikov.html
  • university.bystrickaya.ru/god-schitayu-nedopustimim-pri-vseh-obstoyatel-stvah-s-p-ivanenkov-a-zh-kuszhanova.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinok-morskih-kruizov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyatnadcataya-tajnaya-zhizn-lizzi-dzhordan.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovanie-derzhavi-durrani-obshestvennij-stroj-literatura-i-iskusstvo-29.html
  • school.bystrickaya.ru/kak-vliyayut-elektromagnitnie-polya-vozdushnih-linij-elektroperedachi-na-lyudej-zhivotnih-i-rasteniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vechnij-liricheskij-tochnee-antiliricheskij-geroj-bukovski-genri-chinaski-stranstvuet-po-amerike-vremen-vtoroj-mirovoj-goroda-i-gorodki-szhigaet-voennaya-lihorad.html
  • college.bystrickaya.ru/105peredacha-zakazchiku-v-zalog-denezhnih-sredstv-v-tom-chisle-v-forme-vklada-depozita.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechengrupp-osobo-opasnih-gruzov-po-gost-19433-88-zakonodatelnie-i-inie-normativnie-pravovie-akti-rossijskoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-pervij-kanal-novosti-21-12-2005-neroznak-vsevolod-09-00-14.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vserossijskaya-konferenciya-s-elementami-nauchnoj-shkoli-dlya-molodezhi-sozdanie-malih-innovacionnih-kompanij-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya-i-nauki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazovaya-chast-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-shkolnoj-sisteme-ocenki-kachestva-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/analtichn-zhanri-chast-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-shkoli.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i-sredstva-prodvizheniya-1-process-prodvizheniya-planirovanie-prodvizheniya-8-byudzhet-prodvizheniya-9-pravovie.html
  • studies.bystrickaya.ru/greshnij-i-velikij-vavilon-nadezhda-ionina.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znachenie-knigi-konspekt-po-predmetu-svyashennoe-pisanie-vethogo-zaveta-dlya-4-go-klassa-zaochnogo-otdeleniya-uchitelnie.html
  • turn.bystrickaya.ru/planiruemie-rezultati-osvoeniya-materiala.html
  • school.bystrickaya.ru/57-oshibka-eksperimenta-bernard-verber-tanatonavti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/integrirovannij-urok-obzhokruzhayushij-mir-mezhpredmetnaya-svyaz-s-urokom-matematiki.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-18-marta-2008-goda-125-zaregistrirovan-v-myu-rk-ot-21-aprelya-2008-goda-za-5191-stranica-9.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-sostav-pravonarusheniya-predmet-i-metodologiya-teorii-gosudarstva-i-prava-predmet-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/puzirnie-dermatozi-uchebnoe-posobie-ufa-2008-udk-616-97-616-507-bbk-55-8-ya-7.html
  • college.bystrickaya.ru/122-mehanicheskaya-doobvalka-kosti-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-270900-tehnologiya-myasa-i-myasnih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6soderzhanie-predmeta-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • college.bystrickaya.ru/17kitajskij-buddizm-programma-voprosov-k-mezhdisciplinarnomu-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-specialnosti-031401.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-matematicheskaya-logika-i-teoriya-algoritmov-naimenovanie-kursa.html
  • esse.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-24112008-shevchukov-evgenij-1700-radio-rsn-novosti-24-11-2008-selyavina-yuliya-20-00-11.html
  • tests.bystrickaya.ru/mchs-prosit-pravitelstvo-prikamya-vvesti-v-krae-osobij-protivopozharnij-rezhim-informacionnoe-agentstvo-novij-region-rossiya-19052011.html
  • books.bystrickaya.ru/eksperimentalnaya-flejta-v-muzike-hh-veka-na-primere-proizvedenij-zarubezhnih-kompozitorov-dlya-flejti-solo.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/virusnij-gepatit-plotoyadnih.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-mozhet-bit-ispolzovana.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nacionalnaya-biblioteka-respubliki-dagestan-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igra-v-biser-izdatelstvo-hudozhestvennaya-literatura-moskva-1969-stranica-30.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.