.RU

Принятие решения и его совершенствование - часть 2

Наибольший интерес современный менеджмент проявляет к процессу принятия инновационного решения, которое и предусматривает некоторое нововведение, то есть формирование и реализацию ранее неизвестной альтернативы. Менеджеры чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны выработать новые и более эффективные пути разрешения проблем или достижения результатов. А это лучше всего делать посредством инновационного процесса.

Классификация управленческих решений

Классификация УР необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. УР могут быть классифицированы самыми разнообразными способами (Приложение 1). Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

по функциональному содержанию;

по характеру решаемых задач (сфере действия);

по иерархии управления;

по характеру организации разработки;

по характеру целей;

по причинам возникновения;

по исходным методам разработки;

по организационному оформлению.

УР могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

а) решения плановые;

б) организационные;

в) контролирующие;

г) прогнозирующие.

Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:

а) экономических;

б) организационных;

в) технологических;

г) технических;

д) экологических и прочих.

Чаще всего УР связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По уровням иерархии систем управления выделяют УР на уровне:

а) базовых систем;

б) подсистем;

в) отдельных элементов.

Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие УР:

а) единоличные;

б) коллегиальные;

в) коллективные.

Предпочтение способа организации выработки УР зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.

По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

а) текущие (оперативные);

б) тактические;

в) стратегические.

По причинам возникновения УР делятся на:

а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

в)программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки УР. К их числу можно отнести:

а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий и ресурсов;

в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению УР делятся на:

а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;

в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Применение научного подхода к процессу принятия решения

Умение руководителя правильно принять решение, выработать научный подход к нему, определяет его способности выполнять экономические функции, комплексный критерий его управленческой культуры. Обусловлено это тем, что решение служит направляющим и организующим фактором его деятельности, а правильность его принятия сказывается и проявляется в различных аспектах его труда.

Разработка детального процесса выработки и формирования решений предполагает необходимость овладения методологией научно-исследовательской работы, которая состоит в применении методов научного познания и материалистического подхода к проблемам, использования основных, свойственных науке логических принципов: анализа (классификационного, причинного, диалектического) и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, построения научных гипотез и т.д.

Выработка научного подхода к принятию решения предопределяет необходимым разработать определенный план в виде взаимосвязанных между собой процессов подготовки, обоснования, принятия, ввода и т.д. решения в действие.

Обеспечение всесторонней информированности. Подготовка определенного решения требует обеспечения всесторонней его информированности, обоснованности. Работа предполагает ознакомление и уяснение руководителями характера и последствий примененного ранее решения, являющегося предшествующим данному решению. Ознакомление с действующими инструкциями, получение дополнительной информации от лиц и подразделений компетентных в области данной проблемы. Наряду с этим необходимо учитывать, что принимаемое решение не должно противоречить существующим актам и вышеуказанной директиве. Выполняя эту работу, необходимо исследовать многосторонние зависимости и связи, вызываемые формируемым решением, изучить характер последствий вызываемых решений. При этом руководителю должна быть предоставлена свобода получения сведений по решаемой проблеме. От отдела информации ему должна быть представлена возможность получения информации во всех отделах при сборе любых новых данных, которая, по его мнению, необходима для выявления причины существования решаемой проблемы. Руководитель должен быть в курсе последних достижений в свой области, ему следует постоянно работать над повышением своей компетенции по специальности, создавать возможность посещать конференции, семинары, прослушивать специальные лекции и другие занятия.

Работа с информацией сопровождает и пронизывает весь процесс принятия решений и контроля. Необходимой предпосылкой принятия правильного решения является оптимальный объем и качество обработанной информации. Важное значение приобретает также методика анализа информации и синтез, формирующий представления о возможных решениях. Каждый вариант решения есть не что иное, как комплекс информации о возможностях ответа на какой-либо вопрос, собранный в единственное логическое целое и имеющий определенную целенаправленность.

Общая оценка и классификация материалов. Приступая к сбору информации необходимой для принятия решения, руководитель сталкивается, как правило, с двумя трудностями – ее избытком или недостатком. При избытке информации сложность заключается в возможности и умении руководителя отыскать те сведения, которые имеют прямое отношение к данному вопросу. При недостатке же информации постоянной является угроза принятия неправильного, недостаточно обоснованного решения. В связи с этим, руководитель должен: выработать четкий подход к общей оценки материала; определить необходимое число факторов и их содержание, сроки их сбора и обработки; эффективность предполагаемых результатов в соотношении с затратами времени на сбор информации; установить методы и приемы классификации материала и т.п. То есть сбор, общая оценка, обоснованность и сравнимость информации при помощи аналогий, анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщений и ее классификация с использованием различных группировок, статистических таблиц, построение графиков, монограмм, использования корреляционного анализа, математических методов и ЭВМ должны быть управляемыми. В целом же необходимо получить все фактические материалы, дать им общую оценку, классифицировать, подвергнуть анализу и обработке. Обстоятельный анализ призван определить недостатки, установить их причины и создать предпосылки для принятия решений, установления границ их применимости. При этом необходимо помнить, что важнейшим условием принятия правильных решений является анализ ситуаций. Интуитивные же решения допустимы лишь в случае решения текущих заданий. Не исключена возможность формирования решения в процессе сбора и обработки фактов. При этом необходимо вдумчиво относиться к высказываниям людей относительно разных аспектов проблемы, помнить, что легко можно поверить в то, во что вы хотите субъективно верить.

Изучение проблемы и ее уяснение предполагают необходимость полной концентрации на ней своего внимания с тем, чтобы выявить ее компетентности и четко сформулировать целевые ее направленности. Необходимо выяснить, что представляет собой данная проблема, определить причины ее возникновения, необходимость изменения «существующего положения», ее цели и возможные последствия, установить положительные и отрицательные последствия, степени риска при принятии решения, его срочности и важности. Выполняя данную работу необходимо составить перечень фактов для уяснения проблемы, проверить их точность; изучить их с учетом прошлого опыта; проконсультироваться относительно их достоверности, определить главные препятствия в решении проблемы и границы полномочий при ее решении. Такая последовательность изучения и уяснения проблемы направлена на то, чтобы выяснить, нет ли каких-либо скрытых фактов меняющих само существо проблемы.


uchebno-tematicheskij-plan-programmi-po-muzike-dlya-6-klassa-kol-vo.html
uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-rabochaya-programma-po-predmetu-matematika.html
uchebno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-v-5-klasse-programma-po-literature-dlya-vklassa-sozdana-na-osnove.html
uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti-stranica-9.html
uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-stranica-8.html
uchebnoe-posobie-kratkij-konspekt-lekcij-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-21.html
  • education.bystrickaya.ru/0103-pribori-himicheskogo-kontrolya-k-bazovim-cenam-na-raboti-po-remontu-energeticheskogo-oborudovaniya-adekvatnim.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-v-b-bezverhnij-predsedatel-soveta-direktorov-oao-iapo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/118-gosudarstvo-i-pravo-stran-latinskoj-ameriki-070-anglijskaya-revolyuciya-seredini-hv-v-obshaya-harakteristika-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnie-proekti-literatura-monografii-i-knigi.html
  • report.bystrickaya.ru/k-vvedeniyu-ot-avtora-kakim-bil-vavilon-dvadcat-pyat-vekov-nazad-bilo-li-na-samom-dele-vavilonskoe-stolpotvorenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-preskripcii-protiv-eretikov-de-praescriptione-haereticorum-stranica-10.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/borba-s-narkobiznesom-v-kirgizstane-chast-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-devyataya-plastichnost-kafedra-scenicheskogo-dvizheniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/surovikinskij-municipalnij-rajon-komitet-po-obrazovaniyu-i-nauke-prikaz.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezident-vsestilevoj-predsedatel-komiteta-po-federacii-tekvon-do-fizicheskoj-kulture-i-sportu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-obucheniya-personala-v-restoranah-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2011-g.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-upravlencheskogo-kontrolya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-dlya-uchashihsya-5-11-klassov-3-j-god-obucheniya-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/foneticheskij-razbor-slova-instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-po-russkomu-yaziku-vnimatelno-ot-nachala-do-konca.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-upravlenie-kachestvom-informacionnogo-servisa-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii-opo-i-pk.html
  • books.bystrickaya.ru/e-a-romek-psihoterapiya-rozhdenie-nauki-i-professii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lichnost-i-gosudarstvo-v-tvorchestve-a-s-pushkina-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlenie-znanij-v-informacionnih-sistemah-organizaciya-i-planirovanie-proizvodstva-145-programmirovanie-na.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-08-grazhdanskoe-processualnoe-pravo-celi-i-zadachi-disciplini-grazhdanskoe-processualnoe-pravo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novoe-stroitelstvo-stroitelstvo-na-meste-snosa-i-rekonstrukciya-s-modernizaciej-obektov-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/17-vozvrashenie-v-proshloe-48-zakonov-vlasti-i-obolsheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-1-sposobi-kontrolya-za-zakonnostyu-deyatelnosti-gosudarstvennih-sluzhashih-4-spisok-ispolzovannoj-literaturi-5.html
  • write.bystrickaya.ru/finansi-ukraini-financeua-11072011-turchinov-vlast-rasschitivaet-chto-bolshinstvo-ukraincev-ne-dozhivet-do-pensii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovoj-proekt-po-discipline-ekonomika-predpriyatiya-na-temu-faktori-i-rezervi-povisheniya-proizvoditelnosti-truda-na-predpriyatii-i-ih-vliyanie-na-effektivnost-proizvodstva-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otvetstvennost-za-narusheniya-nalogovogo-zakonodatelstva.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vospitatelnaya-sistema-obrazovatelnaya-programma-mou-verhnetulomskoj-sosh-kolskogo-rajona-murmanskoj-oblasti-na-2011-2015g-g.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/veksel-specifika-raboti-s-vekselyami-v-rossii-chast-7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-discipline-dengi-kredit-banki-studentami-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/disciplini-po-viboru-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-upravlenie-malim-biznesom.html
  • books.bystrickaya.ru/dostizheniyu-etoj-celi-budut-sposobstvovat-voprosi-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-specialnosti-yurisprudenciya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-teoreticheskie-osnovi-i-ponyatijnij-apparat-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4meri-i-strategii-reagirovaniya-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uzagalnennya-znan-laboratornij-praktikum-zastupnik-direktora-z-navchalno-vihovno-roboti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.