.RU

Понятия как форма мышления - часть 3

5. Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например: квадрат и общественное порицание).

Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

5.1 Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера) , где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Существуют три вида отношений совместимости:

a) равнозначные

В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия “геометрическая фигура с тремя равными углами” и “геометрическая фигура с тремя равными сторонами “. Эти понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В на рис. 1

b) пересечение (перекрещивание)

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в не совместившейся части круга А - юристы, не являющиеся пре­подавателями, в не совместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

В отношении пересечения находятся понятия юрист (А) и преподаватель (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели - юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов на рис. 2

рис. 1 рис. 2

с) подчинение (субординация).

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия суд (А) и городской суд (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — крае­вые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полнос­тью входит в объем понятия суд на рис. 3

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия - подчи­ненным (В).

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом . Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголов­ное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на рис. 4

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное) является индивидом. В таком от­ношении будут, находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

рис. 3 рис. 4

Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении.

5.2 Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости:

a) соподчине­ние

В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд» (В), «городской суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называются соподчиненными.

В круговых схемах это отношение изображено на рис. 5

b) противоположность

В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены. Таковы, например, отношения между поня­тиями черный и белый, отличник и неуспевающий рис. 6 . Пункти­ром изображено родовое понятие государство, так как оно не дано, но может быть образовано.

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия государство: существуют и другие межгосударственные отношения.

c) про­тиворечие

В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрица­тельные понятия: четный и нечетный, успевающий и неуспе­вающий.

Отношение между противоречащими понятиями изобра­жено на рис. 7

рис. 5 рис. 6 рис. 7

Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицательное понятие не-А исчерпывают весь объем понятия «государство»: любое государство является дружественным или недружественным.

Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия.

6. Обобщение и ограничение понятий

Обобщить понятие - значит, перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Например, обобщая понятие «Минис­терство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.

Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержа­ние исходного понятия, т.е. исключить видовые (или индивидуаль­ные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — кате­гории, например «материя», «сознание, «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обоб­щить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противопо­ложенную операции обобщения.

Ограничить понятие - значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Пределом ограничения по­нятия является единичное понятие. Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения понятий широ­ко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последова­тельным.

Обобщение и ограничение поня­тий не следует смешивать с мыслен­ным переходом от части к целому и выделением части из целого. Напри­мер, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не явля­ется видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматри­вать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» — не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» — не ограничение, а выделение части из целого.

7. Определение понятий. Сущность и значение определения.

В научной и практической деятельности часто возникает необхо­димость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, на­зывается определением .

Суждение, раскрывающее содержание по­нятия, называют дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, - определяющим ( дефиниенс).

Упот­ребляются сокращенные обозначения: Dfd – определяемое и Dfn - опреде­ляющее


prilozhenie-8-otchet-o-rabote-kolledzha-za-2006-2007-uchebnij-god.html
prilozhenie-9-byudzhetnoe-uchrezhdenie-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-dlya-detej-nuzhdayushihsya-v-psihologo-pedagogicheskoj.html
prilozhenie-a-k-a-nurbaturov-obshee-rukovodstvo.html
prilozhenie-a-podschet-ochkov-mezhdunarodnaya-parusnaya-federaciya-isaf.html
prilozhenie-b-pismo-o-podache-oferti-utverzhdayu.html
prilozhenie-bzadanie-na-vipolnenie-vipusknoj-raboti-bakalavra-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-vipusknih.html
  • reading.bystrickaya.ru/lokalnie-i-globalnie-ekologicheskie-problemi-uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rudn-2004.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-registracionnij-nomer-stranica-21.html
  • tasks.bystrickaya.ru/18-complete-the-following-by-choosing-the-correct-alternative-noun-1-group-these-nouns-into-countable-and-uncountable.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-informatika-i-ikt-informacionnie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-pediatrii-dlya-studentov-lechebnogo-fakulteta-profilaktika-mnogih-funkcionalnih-rasstrojstv-i-zabolevanij-vzroslih-dolzhna-nachinatsya-s-rozhdeniya-rebenka-a-neredko-i-v-antenatalnom-periode.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-vvedenie-v-specialnost-dlya-specialnostej.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-sobrat-poslovici-o-mamah-vipustit-stengazetu.html
  • learn.bystrickaya.ru/evpraksiya-pavel-arhipovich-zagrebelnij-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/33-psihosomaticheskie-reakcii-referat-neverbalnie-elementi-v-obshenii-27-stranic.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-zadachi-i-pokazateli-deyatelnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-uchebno-metodicheskij-kompleks-forma-obucheniya-ochno-zaochnaya-i-zaochnaya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/doklad-na-nauchno-prakticheskom-seminare-v-mesi-31-yanvarya-2002-g.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-v-biser-izdatelstvo-hudozhestvennaya-literatura-moskva-1969-stranica-29.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-kriminalisticheskij-analiz-bazovogo-istochnika-informacii-osnovannij-na-materialah-rassledovaniya-aviakatastrofi-proizoshedshej-s-aerobusom-dc-10-v-chikago-ssha-v-1979-godu.html
  • tests.bystrickaya.ru/mayak-novosti-04082005-220000-monitoring-smi-5-avgusta-2005-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kamni-bortovie-trotuarnie-tipa-brt-serie-otpusknie-ceni-na-osnovnie-stroitelnie-materiali-izdeliya-i-konstrukcii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-11-elektricheskoe-pole-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostav-vspomogatelnogo-oborudovaniya-k-diplomnomu-proektu.html
  • literature.bystrickaya.ru/critic-oboroten-dyadishev-teni-chernobilya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-byudzhetov-i-ih-vzaimosvyaz.html
  • literature.bystrickaya.ru/bukvi-i-obshee-ponyatie-ob-orfografii-tipi-orfogramm-ponyatie-orfoepicheskoj-normi.html
  • college.bystrickaya.ru/3310-ministerstvo-energetiki-gosudarstvennaya-programma-innovacionnogo-razvitiya-respubliki-belarus-na-2007-2010-godi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-kursovogo-proektirovaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-vladivostok-2009-recenzenti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaza-ministra-obrazovaniya-i-nauki-rk-ot-130410-g-168-sm-star-red.html
  • write.bystrickaya.ru/godovaya-analiticheskaya-spravka-o-deyatelnosti-municipalnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-kulturi-olovyanninskaya-mezhposelencheskaya-centralnaya-biblioteka-za-2013-g.html
  • education.bystrickaya.ru/21trebovaniya-k-razmesheniyu-zdaniya-uchrezhdeniya-prikaz-ot-25-05-2011-g-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma.html
  • student.bystrickaya.ru/11-osoboe-svojstvo-ispravleniya-v-izuchenii-kabbali-mihael-lajtman-lestnica-v-nebo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-stroitelstvo-i-gradostroitelstvo-1-1-izuchenie-prirodi-zolotonosnosti-tipov-i-vozrastov-granitoidov-na-territorii.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-voznikla-na-osnove-kursa-lekcij-prochitannih-avtorom-v-1994-95-gg-v-universitete-istorii-kultur-uavtora-davno-bila-misl-popitatsya-svyazno-i-obektivno-izlozhit-istoriyu-vozniknoveniya-togo-stranica-17.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoj-dogovor-najma-zhilogo-pomesheniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/antivoennij-pafos-romanov-gansa-falladi-i-eriha-remarka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-rabochie-opredeleniya-terminov-primenyaemih-v-standarte-utverzhden-i-vveden-v-dejstvie-reshenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-politika-anglichan-v-indii-v-pervoj-polovine-xix-v-ekonomicheskie-faktori-kolonizacii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mva-tretya-stupen-menedzheri-visshego-upravlencheskogo-urovnya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shukshin-v-m-nravstvennie-ideali-geroev-v-m-shukshina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.