.RU

Особенности российского менеджмента 5

2007
ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ 5

1.1 Этапы развития менеджмента в России -

1.2 Нестабильное состояние российской системы управления 8

2. формирование системы российского менеджмента 16

2.1 Основной фактор, влияющий на формирование национального

менеджмента -

2.2 Профессионализация менеджмента 20

2.3 Российский и западный менеджмент 24

3. Специфика современного менеджмента в России 30

3.1 Деловая культура России -

3.2 Специфика и проблемы современного менеджмента в России 35

3.3 Международное сотрудничество 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этап развития цивилизации, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень научно-технического прогресса и прочее; специфические – национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, культуру.

Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции, философии, но и понимание различных моделей менеджмента – японского, немецкого и т.д. Очевидно, по аналогии с этим можно говорить о российском менеджменте. Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества, от которой зависит место России в мировом сообществе. Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития. Необходимо восстановить и упрочить позицию России в мире. В соответствии с этим тема особенностей российского менеджмента очень актуальна в настоящее время. Данная работа представляет собой обзор проблем, развития и особенностей менеджмента в России.

Объектом исследования является российский менеджмент.

Предмет исследования – особенности российского менеджмента.

Цель состоит в выявлении особенностей росссийского менеджмента и его перспектив на основе анализа теории и практики в области управления организации.

Основными задачами курсовой работы являются:

1. Выявить основные стадии развития науки управления в России.

2. Исследовать факторы, влияющие на формирование особенностей и проблем российского менеджмента.

3. Рассмотреть основные проблемы российской системы управления.

4. Исследовать условия профессионализации менеджмента.

5. Оценить деловую культуру России.

6. Рассмотреть роль международного сотрудничества в формировании системы современного менеджмента в России.

При исследовании особенностей и проблем менеджмента в России, необходимо учитывать систему ценностей, отвечающую традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности.

При этом увлечение концепцией менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского, японского или другого опыта в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знание, понимание специфики России и использование опыта и концепций зарубежного управления полнее реализуют идеи менеджмента и определят, какие методы ведут к реализации потенциала и сбалансированному развитию.


1. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

1.1 Этапы развития менеджмента в России

Начало развития ме­неджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств.

Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили из­вестный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.[1]

Особую эпоху в развитии российского менеджмента состав­ляют петровские реформы по совершенствованию управ­ления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового го­сударственного управленческого аппарата. Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инст­рукции и контроль за их исполнением - регулировали различ­ные сферы деятельности государства, по сути это был госу­дарственный менеджмент. Созданная Петром I система управления имела необрати­мый характер.[2]

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и неве­щественное. Под первым он подразумевал богатство государ­ства (казны) и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. По­сошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве ­ хозяйственными процессами.[3]

Во второй половине ХVШ в. управленческая мысль разви­валась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствова­ния управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано "Учреждение для управления губерний Российс­кой империи".

К началу XIX в. невозможность управления Государством Рос­сийским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью. Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной мо­нархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Спе­ранский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную.[4]

В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все от­расли государственного управления и была рассчитана по за­мыслу ее автора на 20 лет.[5]

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:

- введение рабочего контроля;

- создание Высшего совета народного хозяйства;

- образование местных органов экономического управления.

Период «военного коммунизма» характеризуется директив­но-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделя­лось три уровня - высший, средний и низший.[6]

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значитель­ный вклад в создание теории социалистической рациона­лизации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но, несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен.[7]

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по тер­риториальному принципу через Советы народного хозяйст­ва (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ве­домственных тенденций в развитии промышленности.[8]

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех ре­форм, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

- Реформа системы управления экономикой 1965 г.

- Реформа системы управления 1979 г.

- Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изме­нениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академи­ком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

- внесение отдельных элементов рынка в сущест­вующую командно-административную систему управления;

- быстрый переход к рынку без какого-либо госу­дарственного регулирования;

- создание системы управления на основе регули­руемой рыночной экономики. Этот вариант со­вершенствования системы управления соответст­вовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую назва­ние «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемо­му рынку. Эта программа многими учеными рассматри­валась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регу­лируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное раз­рушение административно-командной системы управле­ния. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.[9]

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось при­остановить развала экономики России. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в эко­номику регионов и импортно-экспортные операции. Не­управляемого рынка нет ни в одной развитой стране ми­ра. Рынок требует управления, руководства, регулирова­ния со стороны государства. Формирование рыночных отношений с одной стороны, «раскрепостили» предприятия; с другой стороны, прошедшее десятилетие нанесло по системе управления удар. Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.


srednevekovaya-filosofiya.html
srednevekovij-lyubek-stranica-22.html
srednij-klass-v-sssr-i-rossii.html
srednij-ural-primet-otkritij-chempionat-rossii-po-nastolnomu-tennisu-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj.html
srednyaya-gruppa-obobshenie-pedagogicheskogo-opita-raboti-vospitatelya-mdou-detskogo-sada-458-kombinirovannogo-vida.html
sredstva-argumentacii-v-politicheskom-diskurse.html
  • reading.bystrickaya.ru/matematikaspecialnost-04020165-sociologiya-departament-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-stanice-temnolesskoj-pomogayut-slezt-s-igli-fskn-obsudil-s-kollegami-iz-germanii-voprosi-sotrudnichestva-v.html
  • institut.bystrickaya.ru/stoimost-vsej-programmi-po-cene-vhodnogo-bileta-200-rub-vzroslij-100-rub-detskij-vostalnie-dni-budut-provoditsya-ekskursionnie-interaktivnie-meropriyatiya-po-zayavkam.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-rezultati-raboti-po-zashite-prav-grazhdan-doklad-o-deyatelnosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-hozyajstvennie-tovarishestva-1-ponyatie-grazhdanskogo-prava-predmet-i-metod-grazhdanskogo-prava.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-po-temam-lekcij-1-4-tema-vvedenie-predmet-perehodnoj-ekonomiki-tema-metodologicheskie-problemi-issledovaniya-perehodnoj-ekonomiki.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaregistrirovano-v-nacionalnom-reestre-pravovih-aktov-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/kultura-i-obichai-nemcev.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologichen-byuletin-1509-oferti-za-tehnologichno-strudnichestvo-byuletini-14-09-3309-2009-g.html
  • report.bystrickaya.ru/izuchenie-elektroprovodnosti-rastvorov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/94rodnaya-rech-eto-ne-podobrannie-i-prisposoblennie-dlya-rebenka-zapreti-i-nravoucheniya-a-vozduh-kotorim-dishit-ego-dusha-naravne-s-dushoj-vsego-naroda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-buhgalterskij-upravlencheskij-uchyot-dlya-studentov-otdeleniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnosti-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-rubcovsk-20.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-chetvertij-strategicheskij-komitet-programmi-vladimir-kinelev-vladimir-shadrikov-valerij-meskov-teodor.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhitie-prepodobnogo-otca-nashego-aleksandra-pervonachalnika-obiteli-neusipayushih-zhitiya-svyatih-tom-7-iyul.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-lichnostnih-i-obshestvennih-sistem-v-socialno-orientirovannom-obshestve-po-g-dzhentisu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sushnost-kataliticheskogo-dejstviya-zaklyuchitelnij-doklade-na.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorbachev-hochet-vvesti-cenzuru-konstituciya-saharova.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-fakticheskoe-resursnoe-obespechenie-oop-bakalavriata-po-napravleniyu-podgotovki-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie-i-profilyu-podgotovki-doshkolnoe-obrazovanie-v-kgpa.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-i-uchet-zatrat-i-dvizhenie-detalej-v-proizvodstve-8-ekonomicheskij-mehanizm-proizvodstva-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-trinadcatij-boreev-georgij-rassekrechennij-pervoistochnik-jogi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-finansovij-kontrol-i-ego-rol-v-rinochnoj-ekonomike.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-strategicheskih-predpriyatij-i-strategicheskih-akcionernih-obshestv-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-zhurnalistiki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-izdatelstvo-spbgpu-sankt-peterburg.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-specialnoj-discipline-sootvetstvuyushej-profilyu-napravlennosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-informacionnaya-karta-aukciona-aukcion.html
  • writing.bystrickaya.ru/evolyuciya-predstavlenij-o-masse.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starie-i-novie-hozyaeva-vishnevogo-sada-po-pese-a-p-chehova-vishnevij-sad.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornij-praktikum-po-buhgalterskomu-uchetu-kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravka-o-materialno-tehnicheskom-obespechenii-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie9-dolgosrochnaya-kraevaya-celevaya-programma-dopolnitelnie-meropriyatiya-napravlennie-na-snizhenie-napryazhennosti.html
  • exam.bystrickaya.ru/virdzhiniya-vulf-dzhejms-dzhojs.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mudrost-bezumnih-rechej-o-duhovnom-nasledii-chzhuan-czi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-takzhe-snit-krapiva-i-drugie-i-kak-stat-siroedom-naturistom.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-osobennosti-obucheniya-visshej-algebre-v-sisteme-mnogourovnevogo-visshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.