Особенности российского менеджмента 5
.RU

Особенности российского менеджмента 5

2007
ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ 5

1.1 Этапы развития менеджмента в России -

1.2 Нестабильное состояние российской системы управления 8

2. формирование системы российского менеджмента 16

2.1 Основной фактор, влияющий на формирование национального

менеджмента -

2.2 Профессионализация менеджмента 20

2.3 Российский и западный менеджмент 24

3. Специфика современного менеджмента в России 30

3.1 Деловая культура России -

3.2 Специфика и проблемы современного менеджмента в России 35

3.3 Международное сотрудничество 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этап развития цивилизации, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень научно-технического прогресса и прочее; специфические – национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, культуру.

Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции, философии, но и понимание различных моделей менеджмента – японского, немецкого и т.д. Очевидно, по аналогии с этим можно говорить о российском менеджменте. Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества, от которой зависит место России в мировом сообществе. Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития. Необходимо восстановить и упрочить позицию России в мире. В соответствии с этим тема особенностей российского менеджмента очень актуальна в настоящее время. Данная работа представляет собой обзор проблем, развития и особенностей менеджмента в России.

Объектом исследования является российский менеджмент.

Предмет исследования – особенности российского менеджмента.

Цель состоит в выявлении особенностей росссийского менеджмента и его перспектив на основе анализа теории и практики в области управления организации.

Основными задачами курсовой работы являются:

1. Выявить основные стадии развития науки управления в России.

2. Исследовать факторы, влияющие на формирование особенностей и проблем российского менеджмента.

3. Рассмотреть основные проблемы российской системы управления.

4. Исследовать условия профессионализации менеджмента.

5. Оценить деловую культуру России.

6. Рассмотреть роль международного сотрудничества в формировании системы современного менеджмента в России.

При исследовании особенностей и проблем менеджмента в России, необходимо учитывать систему ценностей, отвечающую традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности.

При этом увлечение концепцией менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского, японского или другого опыта в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знание, понимание специфики России и использование опыта и концепций зарубежного управления полнее реализуют идеи менеджмента и определят, какие методы ведут к реализации потенциала и сбалансированному развитию.


1. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

1.1 Этапы развития менеджмента в России

Начало развития ме­неджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств.

Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили из­вестный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.[1]

Особую эпоху в развитии российского менеджмента состав­ляют петровские реформы по совершенствованию управ­ления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового го­сударственного управленческого аппарата. Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инст­рукции и контроль за их исполнением - регулировали различ­ные сферы деятельности государства, по сути это был госу­дарственный менеджмент. Созданная Петром I система управления имела необрати­мый характер.[2]

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и неве­щественное. Под первым он подразумевал богатство государ­ства (казны) и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. По­сошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве ­ хозяйственными процессами.[3]

Во второй половине ХVШ в. управленческая мысль разви­валась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствова­ния управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано "Учреждение для управления губерний Российс­кой империи".

К началу XIX в. невозможность управления Государством Рос­сийским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью. Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной мо­нархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Спе­ранский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную.[4]

В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все от­расли государственного управления и была рассчитана по за­мыслу ее автора на 20 лет.[5]

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:

- введение рабочего контроля;

- создание Высшего совета народного хозяйства;

- образование местных органов экономического управления.

Период «военного коммунизма» характеризуется директив­но-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделя­лось три уровня - высший, средний и низший.[6]

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значитель­ный вклад в создание теории социалистической рациона­лизации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но, несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен.[7]

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по тер­риториальному принципу через Советы народного хозяйст­ва (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ве­домственных тенденций в развитии промышленности.[8]

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех ре­форм, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

- Реформа системы управления экономикой 1965 г.

- Реформа системы управления 1979 г.

- Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изме­нениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академи­ком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

- внесение отдельных элементов рынка в сущест­вующую командно-административную систему управления;

- быстрый переход к рынку без какого-либо госу­дарственного регулирования;

- создание системы управления на основе регули­руемой рыночной экономики. Этот вариант со­вершенствования системы управления соответст­вовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую назва­ние «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемо­му рынку. Эта программа многими учеными рассматри­валась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регу­лируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное раз­рушение административно-командной системы управле­ния. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.[9]

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось при­остановить развала экономики России. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в эко­номику регионов и импортно-экспортные операции. Не­управляемого рынка нет ни в одной развитой стране ми­ра. Рынок требует управления, руководства, регулирова­ния со стороны государства. Формирование рыночных отношений с одной стороны, «раскрепостили» предприятия; с другой стороны, прошедшее десятилетие нанесло по системе управления удар. Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.


srednevekovaya-filosofiya.html
srednevekovij-lyubek-stranica-22.html
srednij-klass-v-sssr-i-rossii.html
srednij-ural-primet-otkritij-chempionat-rossii-po-nastolnomu-tennisu-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj.html
srednyaya-gruppa-obobshenie-pedagogicheskogo-opita-raboti-vospitatelya-mdou-detskogo-sada-458-kombinirovannogo-vida.html
sredstva-argumentacii-v-politicheskom-diskurse.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primenyaemie-pribori-rukovodstvo-po-primeneniyu-fotogrammetricheskih-metodov-dlya-sostavleniya-obmernih-chertezhej-inzhenernih-sooruzhenij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-09-00-13-religiovedenie-filosofskaya-antropologiya-filosofiya-kulturi-po-filosofskim-i-istoricheskim-naukam.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-pedagogov-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-trebovaniya-k-oformleniyu-raboti-uchebnoe-posobie-2-e-izdanie-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • education.bystrickaya.ru/2-poryadok-vipolneniya-diplomnoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-i-zashite-diplomnih-rabot-dlya-studentov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-shkola-rabochaya-programma-uchitelya-tehnologii-mazurkevich-a-g-na-2008-2009-uchebnij-god-g-serov.html
  • books.bystrickaya.ru/birzha-pfts-utverdila-sostav-indeksnoj-korzini2-osnovnie-harakteristiki-i-osobennosti-razvitiya-fondovih-rinkov-stran-sng.html
  • control.bystrickaya.ru/dohod-na-akciya-i-dividenti-konsolidiran-otchet-za-finansovoto-sstoyanie-1.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-iv-shkolnogo-festivalya-lekcij-po-istorii-nauki-literaturi-i-iskusstva-4-marta-v-nashej-shkole-v-chetvertij-raz-proshel-festival-lekcij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo26-otchetnij-doklad.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krugovoj-fonar-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-vtoroj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-drs-ekonomikani-anitamasi-masattari-zhne-mndetter-ekonomikali-zhjelerd-tipter.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozheniya-ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-vladimirskij-gosudarstvennij-universitet-vladimirskij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-12-konkursi-granti-konferencii-maj-2011-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-vsyakij-pozharnij-gazeta-moskovskij-komsomolec-27042011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-27-aprelya-2011-g.html
  • write.bystrickaya.ru/g-n-matyushin-uchenij-arheolog-otkrivshij-i-issledovavshij-neskolko-naibolee-rannih-stoyanok-cheloveka-na-territorii-rossii-stranica-16.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proshloe-i-nastoyashee-v-cikle-ns-leskova-pravedniki-joshkar-olinskaya-i-marijskaya-eparhiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-tretya-strategiya-energii-eta-kniga-dlya-cheloveka-kotorij-hochet-napisat-scenarij-postavit-film-i-sigrat.html
  • institut.bystrickaya.ru/stroitelstvo-zhilisha-drevnejshij-period-rodnogo-kraya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-obshij-i-strategicheskij-menedzhment.html
  • urok.bystrickaya.ru/predislovie-uchebnoe-posobie-gaudeamus-igitur.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/model-bolshogo-vzriva-i-rasshiryayushejsya-vselennoj-chast-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-5-investicii-v-osnovnie-proizvodstvennie-fondi-i-drugie-vneoborotnie-aktivi-organizacii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stali-dlya-shtampov-goryachego-deformirovaniya-konspekt-lekcij-po-teme-materialovedenie-dlya-specialnosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/haos-i-poryadok-bushkov-aleksandr-rossiya-kotoroj-ne-bilo-tom-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administraciya-kuedinskogo-rajona-permskogo-kraya-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-11-kachestvo-materialno-tehnicheskoj-bazi-otchet-o-samoobsledovanii-filiala-goudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-uchastie-zhitelej-mezenskogo-municipalnogo-rajona-o-proekte-ustava-municipalnogo-obrazovaniya-mezenskij.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchitelej-fizicheskoj-kulturi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-3-kurs-specialnost-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-5-semestr-6-semestr.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-biologii-prikaz-ot-2011g-rabochaya-programma-po-biologii-6-11-klass-po.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1764-filmotekar-razmeri-dolzhnostnih-okladov-sluzhashih-i-okladov-po-professiyam-rabochih-specificheskie-dlya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/intellektualnij-centr-fundamentalnaya-biblioteka-mgu-3-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/strategiya-rossijskoj-federacii-v-oblasti-razvitiya-nauki-i-innovacij-na-period-do-2015-g-stroitsya-na-sozdanii-effektivnoj-innovacionnoj-sistemi-i-ispolzovanii-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-provedeniem-organizaciyu-i-provedenie-sorevnovanij-osushestvlyaet-otdel-molodezhnoj-politiki-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-administracii-kalininskogo-rajona-sankt-peterburga-nachalnik-otdela-e.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.