.RU

«Органическое единство» - И. Г. Петровский (председатель), академик



«Органическое единство»

«Идентичность частей в самых различных образах.

«Встают важные вопросы:

«Из семени ли развивается наличное?

«Или данные зачатки закономерно образуются дальше и преобразуются?

«Анатомический способ представления имеет известную близость к обычному воззрению.

«К известной манере думать.

«При рассмотрении природы в известной степени необходим.

«Но он стеснителен, если исключительно придерживаться его.

«Некоторые умы не могут от него избавиться.

«Динамический способ представления.

«Его первоначальные трудности.

«Его преимущества в дальнейшем. Несколько противопоставлений обоих.

«Последние включить пока что в наше сообщение.

«Этот способ должен приобрести законные права благодаря употреблению его.

«При рассмотрении растения принимается живой пункт, который постоянно производит себе подобное.

«И притом делает он это у низших растений путем повторения все того же.

«Далее у более совершенных путем прогрессивного развития и преобразования основного органа во все более совершенные и эффективные органы, чтобы, наконец, достигнуть высшего момента органической деятельности: обособить и отделить индивидуумы из органического целого путем зачатия и рождения.

«Высшее воззрение на органическое единство».


«Органическое раздвоение»

«Сначала растение рассматривалось как единство.

«Эмпирическое единство мы можем видеть глазами. «Оно возникает из соединения в кажущийся индивидуум многих различных частей величайшего разнообразия.

«Расчленить однолетнее законченное растение.

«Идеальное единство.

«Эти различные части возникли из идеального пратела (Urkörper) и мыслятся мало-помалу развитыми на различных ступенях.

«Если бы мы даже мысленно представляли это идеальное пратело возможно простым, мы все же должны полагать его внутренне раздвоенным, ибо, не представив себе предварительно раздвоения единого, невозможно мыслить возникновение третьего.

«Это идеальное пратело, несущее в себе уже известное предназначение к раздвоению, мы пока что оставим покоиться в лоне природы.

«Мы отметим лишь, что здесь атомистическая и динамическая манера представления сразу противопоставляют друг другу методы развития и образования.

«Краткое изложение дуализма природы вообще.

«Переход к растению.

«Это рассмотрение хотя и касается органического тела, почти физично.

«Зачаток корня и листа.

«Они первоначально соединены между собой, и один даже немыслим без другого.

«Они также первоначально противоположны друг другу.

«Мы отвечаем на вопрос, почему зачаток корня развивается вниз, а зачаток листьев вверх, тем, что говорим: они противоположны друг другу согласно общему природному дуализму, который здесь специфицируется.

«Между тем можно кое-что сказать о более близких условиях. «Растение, как всякое природное существо, не может быть мыслимо без окружающих условий.

«Оно требует базу существования для прикрепления, для основного питания соответственно массе.

«Оно требует воздуха и света для многообразного развития, более тонкого питания для совершенствования.

«Мы обнаруживаем, что для развития корень нуждается во влаге и темноте, лист — в свете и сухости.

«И эти потребности с самого начала до конца остаются противоположными.

«На каждом узле, и даже на многих других пунктах растительного тела, может развиться корень, если имеются налицо условия, влажность и темнота, даже до некоторой степени только последняя.

«На каждом пункте растения может развиться зачаток листа, если только на него действуют свет и сухость.

«Примеры.

«Основное различие зачатка корня и листа.

«Первый остается всегда простым.

«Это только продолжение продолжения без многообразия. «Второй развивается самым разнообразным образом и постепенно приближается к завершению.

«Свет и сухость содействуют последнему.

«Влажность и мрак его задерживают.

«Некоторые растения, особенно вьющиеся, которые на своих ветвях, несмотря на свет и воздух, развивают квазикорень, имеют при известной прочности и чувствительности много водянистого в их составе.

«Если такое существо по своему происхождению и своему началу мы помыслим имеющим противоположности в его целом, то и в его частях мы снова найдем такое разделение.

«Мы снова найдем его на верхней и нижней поверхности листа.

«В стебле, который образует внутрь древесину, а наружу кору и т. д., пока мы, наконец, не достигаем вершины органического раздвоения, разделения на два пола».

70 «Betrachtung über Morphologie überhaupt». Этот отрывок вместе с некоторыми другими из той же области был, повидимому, написан в середине 90-х годов и напечатан в Веймарском издании (отд. 2, т. 6, стр. 292 сл.).

Понятие и термин «морфология» созданы Гёте самостоятельно и, вероятно, раньше других ученых. Однако в печати этот термин впервые, повидимому, употребил Бурдах, именно в 1800 г.; он же, повидимому, раньше других пустил в обращение термин «биология» (Schmid, 1940).

Из других набросков, относящихся к проблеме морфологии, далее приводятся еще пять. Один назван редакторами Веймарского издания «Задача морфологии» («Aufgabe der Morphologie»). Другой характеризует отношение морфологии к сравнительной анатомии. Оба напечатаны в Веймарском издании (отд. 2, т. 12, стр. 241 сл). Они, вероятно, относятся к 90-м годам, как и третий, который редакторы Веймарского издания назвали «Введение в морфологию». Он напечатан в отд. 2, т. 6, стр. 300-304, вместе с примыкающей к нему заметкой «Генетическое толкование» («Genetische Behandlung»); четвертый — «Общая схема ко всей работе по морфологии» («Allgemeines Schema zur ganzen Abhandlung der Morphologie», там же, стр. 319 — 320). Эта схема также относится к 90-м годам и кратко отражает круг вопросов, который Гёте тогда относил к морфологии. Наконец, более поздний отрывок 1807 г. интересен для понимания общих взглядов Гёте в ту эпоху.


[^ Задача морфологии]

«Физиология представляется человеку как цель, которая, быть может, никогда не будет достигнута. Слуги ее, которые в частностях на нее работают, суть.

«1. Естественная история, которая классифицирует весь фонд более или менее сформированных созданий природы и отмечает отличия их внешней формы (Gestalt).

«2. Анатомия, которая учит о внутренних отношениях строения человека и животных.

«3. Химия. Разделение различных веществ и сведение на таковые; обе эти науки — делящие.

«4. Общее учение о природе (Allgemeine Naturlehre), особенно из-за учения о движении.

«5. Зоономия. Рассматривает органическую природу (organische Natur) как живое целое; ее рассмотрение частично физиологично, частично психологично.

«6. Физиогномика. Рассматривает форму (Gestalt) в той мере, в какой она указывает на известные свойства; ее можно было бы разделить на семиотику, которая касается физической стороны, и на собственно физиогномику, которая занимается духовной и нравственной стороной.

«К этим всем согласно нашему намерению надо еще присоединить:

«7. Морфологию, которая главным образом интересуется органическими формами (Gestalten), их различием, их образованием и преобразованием (Bildung und Umbildung).

«Каково ее отличие от прочих родственных наук, можно лучше всего увидеть, если рассмотреть, что она заимствует от каждой из них и какую пользу она в свою очередь может принести им.

«От естественной истории морфология берет общие признаки отличия форм и обязана ей за удобство легкого обзора всех произведений природы благодаря их расположению в известном порядке. В отличие от естественной истории морфология не пускается в рассмотрение частностей; особенно вначале она скорее держится классов и их основных подразделений, пока будущие разработки ей также не позволят спускаться дальше вниз. Со своей стороны систематик (Naturhistoriker), когда его смущают колеблющиеся формы [(«Schwankende Gestalten»), Отметим, что это выражение Гёте употребляет в первом стихе «Посвящения» («Zueignung») «Фауста». — И. К.], обращается к морфологу, и последний ему поможет как в познании, так и в систематизации.

«У анатома морфолог может многому научиться и многое получить. Он обязан ему за обзор частей, внешних и внутренних, и благодаря этому ему облегчается сравнение их у самых различных существ. Однако если анатом почувствует, что он как бы теряется в своем богатстве, то морфолог поможет ему так упорядочить свои сокровища и так расположить их, чтобы его большой запас стал обозрим. Это морфолог должен основать сравнительную анатомию.

«От естествоиспытателя (Naturforscher) заимствует морфолог общие и частные законы движения и, узнавая, что многое в органической природе может быть сведено на механические законы, он тем более убеждается в священном превосходстве (Eminenz) жизни, которая действует поверх, даже против механических законов.

«Впрочем физик слишком много держится в области общего и неорганического, чтобы морфолог мог надеяться оказать ему какие-либо особенные услуги.

«К химику морфолог имеет большое доверие и часто обращается к нему за советом, убежденный, что разные органы различно обрабатывают различные вещества и что различные соки, собираясь в каком-нибудь органе, его в свою очередь вырабатывают. Со своей стороны морфолог как бы подготовляет опыты для химика, обращая его внимание, куда он их собственно должен направлять, побуждаемый изучением формы.

«Зооном, который рассматривает органическую природу как живое целое, является желанным для морфолога. Он берет от первого понятие чистого и неразделенного действия и в свою очередь предупреждает его, чтобы он не терялся в одних общих размышлениях, а всегда бы обращал внимание на форму (Gestalt) и на свойства отдельных частей и их изменения.

«Ближе всего стоят к морфологу семиотик и физиогном. Форма (Gestalt) в сущности схватывается зрением, и все трое больше всего занимаются формой и ее значимостью (Bedeutsamkeit); они различаются только по объему своей работы и по целям, которые они себе ставят. Семиотика занимается главным образом физиологическими и патологическими состояниями человека в той мере, в какой таковые могут быть схвачены зрением. Физиогном направляет свое внимание преимущественно на духовные и моральные особенности. От первого морфолог учится подмечать самые тонкие изменения органической природы не только в отношении формы, но и цвета; от физиогнома он заимствует умение наблюдать бесконечное определяющее действие, как длительное, так и преходящее, духовных изменений на физические органы. Несомненно, что морфолог при своих общих занятиях может предоставить семиотику кое-что такое, что ему, в его узком кругу, окажется приятным и полезным. Физиогном будет укреплен в своей вере в значительность формы и будет созидать основу, на которой духовные и гениальные aperçu, поскольку они...» [(Ha этом рукопись обрывается, — И. К.) (В. И., 2, 12, 241-244)].

Другой фрагмент касается отношения морфологии к сравнительной анатомии в историческом аспекте. Он гласит:

«Труды различных мужей, которых надо помнить, поскольку они способствовали развитию морфологии,

«Кампер.

«Блуменбах.

«Зёммеринг.

«Кильмейер.

«Вик д'Азир.

«Кювье.

«Новейшие англичане.

«Можно полагать, что все те, которые работали в области сравнительной анатомии, работали в направлении морфологии, ее более или менее подготовляли и стимулировали ее возникновение» (В. И., 2, 12, 245).


[Введение в морфологию]

«Упорядочить предпринятое — большое и трудное дело.

«Порядок в знании требует точных сведений относительно отдельных предметов.

«Внимания к их особенностям, следовательно, отличиям и сходству.

«Для этого нужно уже много большее, чем чувственный взгляд и чем память

«Вникание в характерное и суждение о нем.

«Стремление человеческого ума образовать целое из того, с чем он обращается.

«Нетерпение человека мешает достаточной подготовке.

«Постепенность в завершении.

«Не всегда может быть порицаема.

«Опыт различных эпох.

«Более ранних менее совершенен.

«Никто, собираясь приобрести научное знание, не предчувствует с самого начала необходимости все время повышать напряженность своего образа мышления и представления.

«Тот, кто занимается науками, лишь мало-помалу начинает чувствовать эту потребность.

«В наше время, когда заводят речь о стольких общих вопросах, ботанический садовник, почти только ремесленник, постепенно доходит до самых трудных вопросов, но, ничего не зная о тех точках зрения, с которых на них можно было бы ответить, он либо принужден довольствоваться словами, либо приходит в состояние какого-то удивленного недоумения.

«Поэтому следует с самого начала готовиться к серьезным вопросам и серьезным ответам на них.

«Если хотеть до известной степени успокоиться на счет этого и бодро смотреть вперед, то можно себе сказать, что никто не ставит природе такого вопроса, на который он не мог бы ответить; ибо в вопросе уже лежит ответ, чувство, что о таком предмете можно что-то думать, что-то прозревать.

«Правда, согласно различному складу людей и вопросы бывают весьма различны.

«Чтобы сколько-нибудь ориентироваться в этих различных родах, разделим их на:

пользующихся,

познающих,

созерцающих и

объемлющих.

«1. Пользующиеся, ищущие пользу, требующие ее являются первыми, которые как бы охватывают область науки, берутся за практическое; сознание, основанное на опыте, дает им уверенность, потребность — известную широту.

«2. Любознательные нуждаются в спокойном, бескорыстном взгляде, в неутолимой жажде нового знания, в ясном рассудке; они всегда стоят в связи с первыми. Обрабатывают же они в научном смысле также лишь то, что им встречается.

«3. Созерцающие проявляют уже продуктивность, и знание, само себя повышая, требует, незаметно для себя, созерцания и переходит в него; и как бы знающие ни открещивались и ни зарекались от фантазии, они все же вынуждены, не успев спохватиться, прибегнуть к помощи продуктивного воображения.

«4. Объемлющие, которых можно было бы назвать в более гордом смысле созидающими, проявляются в высшей степени продуктивно; тем именно, что они исходят из идеи, они уже высказывают единство целого, и до известной степени делом природы является подчиниться в дальнейшем этой идее.

«Привлечь сравнение с дорогой.

«Пример акведука для различения фантастического от идеального.

«Пример драматического поэта.

«Производящая способность воображения в сочетании с возможной реальностью.

«При всякой научной деятельности нужно ясно понять, что придется находиться во всех этих четырех областях.

«Надо сознавать, в какой из них сейчас находишься.

«И склонность так же свободно и приятно двигаться в любой из них.

«Объективное и субъективное сообщения здесь, следовательно, будут заранее известны и разграничены, благодаря чему можно надеяться вызвать по крайней мере известное доверие.


«Генетическое толкование»

«Легко заметить, что в наших сообщениях мы обычно будем держаться у границ второй и третьей области; мы сознательно будем переходить из одной в другую.

«Обычно познающие инстинктивно прибегают к созерцающим, хотя они столь же часто в теоретических случаях и возвращаются по ложному телеологическому пути к пользующимся, которых относят к естествоиспытателям во славу божью.

«Моментом, в котором близость обеих областей может быть сделана наглядной и использована, является генетическое понимание.

«Если я вижу перед собой возникший предмет, спрашиваю об его происхождении и обращаюсь к пройденному им пути, насколько я могу проследить его, то я обнаруживаю ряд ступеней, которые я, правда, не могу видеть рядом друг с другом, однако в воспоминании должен представить себе как некое идеальное целое.

«Сначала я склонен мыслить только о некоторых определенных ступенях, но так как природа не делает скачков, то я в конце концов должен созерцать последовательность непрерывной деятельности как некое целое, причем я могу устранить частности, не нарушая этого впечатления.

«Деление на более крупные этапы.

«Попытка на более мелкие.

«Попытка еще нескольких промежуточных пунктов.


1 Редактор Макс Моррис (Гёте, Соч., т. 39, юбилейное издание Котты, стр. 370) так комментирует это место: «Сравнение с дорогой должно было показать, как какой-нибудь ландшафт представляется совершенно иным, в зависимости от того, идет ли путник по долине... или на предгорьях вдоль долины... или по гребню гор. — „Пример акведука" должен был изобразить движение идеи, текущей, подобно воде в акведуке, высоко над земной действительностью, однако укрепленной на ней прочными устоями и тем отличающейся от фантастического, которое отрицает действительность».)


«Если представить себе результаты таких попыток, то обнаруживается, что в конце концов опыт должен прекратиться, должно наступить созерцание чего-то становящегося, и наконец должна быть высказана идея.

«Пример города как человеческого произведения.

«Пример метаморфоза насекомых как природного произведения.

«Учение о метаморфозе растений во всем его значении» (В. И., 2, 6,. 300-304).


«^ Общая схема ко всей работе по морфологии

«1. Введение, в котором излагается задача, и определяется область исследования.

«2. О простейших организмах и их возникновении друг рядом с другом без. прогрессии членов на их теле.

«3. О простейших организмах и их возникновении друг из друга, без прогрессии членов их тела.

«4. Рассмотрение обеих предшествующих низших ступеней растительного и животного мира; переход к почкам.

«5. Метаморфоз растений; более совершенные [растения] по форме (Gestalt) стоят выше, чем менее совершенные животные. Развитие до обоих полов. Образование зачатков (Keime) возможно только посредством обоих полов.

«Observations sur les Plantes et leur analogie avec les insectes. Par Bazin. Strasb., 174.1 (1 Базен. Наблюдения над растениями и их аналогия с насекомыми. Страсбург, стр. 174.)

«6. О червях, не имеющих превращения; они и по форме ниже растений. Гермафродитные черви, подъем их до следующего отделения.

«7. Черви, которые превращаются. Здесь значительная ступень природы.

«8. Рыбы и их форма, какова их зависимость от червей, не имеющих превращения.

«9. Амфибии и их превращение, например лягушек из рыбообразной формы. Змеи и их смены кожи, и что вообще указывает на метаморфоз.

«Вообще проследить все эти существа от начального развития из яйца.

«10. Вообще о типе более совершенных существ и как он относится к понятиям, ранее установленным.»

В черновиках Гёте, относящихся к 1807 г., когда он готовил к печати свои прежние рукописи по морфологии, сохранился следующий любопытный отрывок:


«Морфология

«Покоится на убеждении, что все существующее должно также обнаруживаться и показываться. Это основное положение имеет для нас значимость, начиная от первых физических и химических элементов до самого духовного проявления человека.

«Мы сейчас же обращаемся к тому, что имеет образ (Gestalt). Неорганическое, растительное, животное, человеческое — все само обнаруживается, оно является тем, что оно есть, нашему внешнему, нашему внутреннему чувству (Sinn).

«Образ есть нечто подвижное, становящееся, исчезающее. Учение об образах (Gestaltenlehre) есть учение об изменениях (Verwandlungslehre). Учение о метаморфозе — ключ ко всем обнаружениям (Zeichen) природы» (В. И., 2, 6, 446).

71 «Versuch einer allgemeinen Vergleichungslehre». Эта статья также относится к началу 90-х годов. Напечатана в Веймарском издании (отд. 2, т. 7, 1892).

72 В подлиннике здесь стоит слово «Unkraut», что собственно значит «не-трава», как по-русски плохая погода называется «непогода».

73 «Über den Zwïschenkiefer des Menschen und der Thiere». Основная часть этой статьи написана в 1784 г., а напечатана со значительными добавлениями только в 1820 г. в сборнике «Вопросы морфологии», т. I, вып. 2. Вторично при жизни Гёте вышла в 1831 г. в «Verhandlungen (Acta Nova) der Kaiserlichen Leopoldisch-Carolinischen Akademie der Naturforscher», Bd. 5, с 5 таблицами, воспроизводимыми в настоящем издании. Первоначально статья о межчелюстной кости называлась «Versuch aus der vergleichenden Knochenlehre, daß dеr Zwischenknochen der obern Kinnlade dem Menschen mit den übrigen Thieren gemein sei». Iena, 1784.

Посылая этот трактат своему другу Кнебелю в ноябре 1784 г., Гёте пишет. «Я воздержался сразу теперь же обнаружить тот результат, на который уже указывает Гердер в своих „Идеях", именно, что ни в чем в отдельности нельзя обнаружить различия между человеком и животным. Наоборот, человек находится в ближайшем родстве с животными. Согласованность в целом делает каждое существо тем, что оно есть, и человек является человеком в той же мере как благодаря форме и природе своей верхней челюсти, так благодаря форме и природе последнего сустава своего ножного мизинца. И, таким образом, каждая креатура — лишь тон, лишь оттенок той великой гармонии, которую надо также изучать в ее целостности и величии, иначе каждое единичное будет мертвой буквой. С этой точки зрения написано это маленькое сочинение, в этом собственно состоит интерес, в нем заключающийся».

Эта статья содержит множество латинских цитат, в немецкие фразы вставлены отдельные латинские слова, термины, названия книг и т. п.; имена упоминаемых авторов пишутся то по-латыни, то по-немецки. Таким образом, эта статья оказывается написанной каким-то смешанным немецко-латинским языком, что представляет известные трудности не только для чтения ее в оригинале, но и для перевода. Мы старались, в целях сохранения этой своеобразной манеры, по возможности всюду оставлять латинские слова и выражения, давая их перевод в комментарии. Для читателя, не знающего латыни, это, конечно, осложняет чтение статьи.

Распространенные или часто повторяющиеся латинские названия частей скелета объяснены в особом списке в конце этой книги (стр. 545-546). Для ряда терминов, впервые предложенных Гёте, русского перевода не существует, поскольку они не сохранились в научной литературе.

74 В подлиннике: Nähte und Harmonie. Последним термином обозначались швы без зубцов.

75 Межчелюстная кость, обычно теперь называемая os praemaxillare, т. е. предчелюстная кость. Это парная кость в середине верхней челюсти, в которой помещаются резцы у млекопитающих. Это самая выдающаяся вперед часть черепа, характерная для суждения о способе питания и, в связи с этим, образа жизни животного, как об этом пишет Гёте в 90-е годы в «Опыте общей остеологии» («Versuch einer allgemeinen Knochenlehre»).

76 Гален. Книга о костях, гл. III.

77 Блуменбах. О природных изменениях человеческого рода, стр. 33.

78 ^ Babirussa babirussa — вид дикой тропической свиньи с очень длинными загнутыми вверх и назад верхними клыками.

79 Везалий. О строении человеческого тела. Базель, 1555, кн. I, гл. IX, фиг. 11, стр. 48, 52, 53. Перевод этой книги напечатан в серии «Классики науки» (Изд. АН СССР, ч. I, 1951; ч. II, 1954).

80 Остеография — буквально: костеописание.

81 Естественная история человеческих зубов.

82 Морж.

83 Китообразные.

84 Основание черепа. О книге Везалия см. прим. 79.

85 «2 в частности указано отверстие в передней части нёба, которое видно в задней области резцов (это именно выход canalibus naso-palatinis, где они вместе с тем образуют orificium commune), к стороне которого иногда подходит неясный шов, иногда поперечно к четвертой кости верхней челюсти и обозначенной через а».

86 «По сторонам этого отверстия (именно — канала носо-нёбного) иногда виден широкий шов, или скорее линия, у детей заполненный хрящом; шов этот как будто относится к передней стороне клыков, но никогда не доходит до них настолько, чтобы четвертая кость челюсти, разделенная на много частей, могла бы получить от него какую-либо пользу (на полях страницы он приводит здесь фиг. 1 — собачий череп, стр. 46 названной книги, где шов между межчелюстной костью и костями верхней челюсти, который мы не обозначили никаким особым названием и который мог бы называться внешним краем поверхности переднего тела, ясно изображен на собачьем черепе): что, как я скажу ниже. бывает у собак, обезьян и свиней, у которых шов, делящий четвертую кость на две, отчетливо виден не только в нёбе, но и снаружи спереди челюсти, причем не видно никакого соединения придатков с их костями». Выражения в круглых скобках здесь и в следующей цитате (прим. 87) принадлежат Гёте.

87 «„Второй (шов) Гален правильно считает частью этого шва, идущего в передней части челюсти; он отходит от шероховатой кости в щеке вверх к середине глазной орбиты. Шов этот, по его словам, разделяется на три части; первая часть этого второго шва проходит возле большого или внутреннего угла глазной орбиты в наружной части к середине бровей и к общему шву лба и челюсти. Этой части шва люди лишены, но у собак и хвостатых обезьян она очень отчетливо видна, хотя идет не в точности к середине бровей, а туда, где четвертая кость челюсти отделяется от второй. Чтобы проверить Галена, возьми эту часть из собачьего черепа".

«Винсло. Анатомическое изображение строения человеческого тела, т. 1, № 282, стр. 73: „Я здесь не говорю об отделении этой кости (кости верхней челюсти) маленьким поперечным швом, позади резцового отверстия, потому что он обычно встречается только в юности и до завершения окостенения"».

88 Анатомические таблицы.

89 Кость, которая содержит резцы.

90 Трактат по остеологии М. Монро, переведенный Сю.

91 Как рудимент.

92 Гидроцефал, субъект с водянкой головы.

93 «У меня дома есть череп, на котором отчетливо выражен шов, идущий кверху щеки, от лобной кости к носу, и направляющийся от ячеек клыков к нёбу. Кроме того, я несколько раз видал его совершенно ясно и показывал приблизительно 400 слушателям».

94 Р. Генер. Апология. Далее Гёте упоминает Leges sumtuarias — раздел законов из римского права.

95 Следы.

96 Юношей.

97 Против природы.

98 «Я не согласен с теми, кто публично заявляет, что под нёбом имеется шов, идущий поперечно к обоим резцам и будто бы заметный у детей и заросший у взрослых настолько, что от него не остается никакого следа. Я считаю, что это скорее разделительная линия, чем щель, так как кость от кости не отделяется и снаружи ничего не видно».

99 Разделяет нёбо сверху и снизу.

100 Альбин. Изображение костей зародыша, стр. 36: «Я часто находил у детей верхнюю челюстную кость состоящей из нескольких кусочков, которые вскоре соединялись в одну кость».

Табл. V, фиг. 33 m: «Щель, рассекающая нёбо вдоль, находится за резцами; затем она принимает вид шва».

101 Адултис в таблицах костей, т. 1, 2. фиг. 1к, — шов челюстной кости.

102 Полулунная складка человеческого глаза от мигательной перепонки кулика. У Гёте стоит название «Kibitz», что по словарю Гриммов значит Tringa vanellus — вид кулика.

103 Гёте имеет в виду, кроме статьи о межчелюстной кости, еще «Первый набросок общего введения в сравнительную анатомию»; обе эти статьи были напечатаны в сборнике «Вопросы морфологии», т. I, вып. 2, 1820 г., причем «Первый набросок» был поставлен перед статьей о межчелюстной кости.

104 Здесь Гёте ошибается, так как бивни слона — резцы.

105 Обе гравюры, изображающие череп молодого слона, были впоследствии опубликованы вместе с двумя таблицами д'Альтона с черепа взрослого слона в 1824 г. в «Verhandlungen (Nova Acta) der Kaiserlichen Leopoldisch-Carolinischen Akademie der Naturforscher», Bd. 12. В пояснительном тексте говорится, что молодой слон — азиатский, а взрослый — африканский.

106 Диоскуры, Кастор и Поллукс, — герои-близнецы греческой мифологии, сыновья Леды и Зевса. В честь них названо созвездие Близнецы, служившее ориентиром греческим мореплавателям.

107 В конце таблицы в Веймарском издании имеются еще незначительные добавления касательно четырех других животных, отсутствующие в прижизненном издании («Вопросы морфологии», т. II, вып. 2, 1820), которые мы здесь опускаем. Текст таблицы в некоторых мелких деталях в обоих изданиях несколько расходятся.

108 Aperçu — от французского глагола apercevoir — замечать, обнаруживать. Приблизительно значит охват предмета с известной оценкой его. Гёте любил это слово, обозначая им «восприятие великой максимы», «гениальную умственную операцию».

109 Сокращенным письмом, с титлами.

110 «Versuch über die Gestalt der Thiere». Этот фрагмент, написанный, повидимому, в 1790 г., а напечатанный только в Веймарском издании в 1893 г., содержит первое изложение взглядов Гёте о типе и вытекающее из него представление о гомологиях. Эти новаторские взгляды были впоследствии развиты автором в «Первом наброске» (1795) и в «Лекциях» (1796). В «Анналах» (1830) Гёте, вспоминая об этой работе и связанной с ней статье о межчелюстной кости, пишет: «Я был вполне убежден, что все органические существа пронизывает один общий, через метаморфоз возвышающийся тип, позволяющий себя хорошо обнаружить во всех своих частях на известных средних ступенях и долженствующий также быть признанным и там, когда он скромно скрывается на высшей ступени человечества.

«На это были направлены все мои работы, также и таковая в Бреславле (именно данный «Опыт», — И. К.); но задача была столь велика, что при моем рассеянном образе жизни она не могла быть решена».

Отметим, что в том же 1790 г., когда Гёте издал «Метаморфоз растений» и написал «Опыт о форме тела животных», вышла «Критика способности суждения» Канта, где в § 80 кратко и абстрактно говорится о допустимости гипотезы происхождения одних органических форм от других, например наземных форм животных из морских, т. е. об эволюции организмов.

111 Третье сравнение, т. е. то третье, с помощью которого как бы измеряются два сравниваемых предмета, своего рода масштаб.

112 «Erster Entwurf einer allgemeinen Einleitung in die vergleichende Anatomie, ausgehend von der Osteologie». Iena, im Januar 1795. При жизни Гёте был им напечатан в 1820 г. в «Вопросах морфологии», т. I, вып. 2, перед статьей о межчелюстной кости. Вероятно, именно этот набросок, в развитие замысла «Опыта о форме животных» 1790 г. (где впервые говорится о типе), был написан после бесед с братьями Гумбольдтами в Иене в 1795 г.

113 Это место малопонятно. Вероятно, Гёте имеет в виду органы кровообращения и дыхания, а также взаимодействие между сегментами посредством нервной системы.

114 «Закон компенсации», как его теперь часто называют, повторяет соответственный закон Аристотеля, изложенный в нескольких формулировках в его книге «О частях животных». Не установлено, насколько мне известно, заимствовал ли Гёте свой закон у Аристотеля или пришел к нему самостоятельно на основании идеи типа, которую он, повидимому, установил независимо от Аристотеля. Уже позже, ничего не зная о работе Гёте, тот же закон в несколько иных выражениях установили Сент-Илер и Кювье. Принцип компенсации, по существу близкий к закону сохранения материи и энергии, Гёте собирался, испытав его на форме, использовать потом и «относительно сил», как он об этом пишет несколько ниже в той же главе.

115 Bildungstrieb (Nisus formativus) — термин Блюменбаха, дословно непереводимый; об этом понятии Гёте написал заметку, напечатанную в 1820 г. в сборнике «Вопросы морфологии», где говорит, что Блуменбах, вводя это понятие, «антропоморфировал решение загадки».

116 Протей — один из низших морских богов эллинской мифологии, легко менявший свой облик.

117 Т. е. обе половины нижней челюсти спереди соединены растяжимой связкой, что способствует проглатыванию крупной добычи.

118 Это — ошибочное толкование «меньшей красоты самки», т. е. полового диморфизма, нашедшее более правильное объяснение в современном эволюционном учении.

119 О частях собственных и несобственных.

120 Как уже упоминалось выше, это — ошибочное утверждение, так как «клыки» слона прикрепляются к межчелюстной кости и являются видоизмененными резцами, а не клыками.

121 Греческое слово, значащее «сводка». Стихи написаны, вероятно, в 1806 г. Перевод Н. А. Холодковского.

122 «Vorträge über die drei ersten Kapitel des Entwurfs einer

allgemeinen Einleitung in die vergleichende Anatomie, ausgehend von der Osteologie». Эти лекции остались незаконченными и были напечатаны в 1820 г. в «Вопросах морфологии», т. I, вып. 3. Неизвестно, для какой аудитории предназначались эти лекции и были ли когда-либо прочитаны; возможно, что Гёте намеревался читать их в веймарской рисовальной школе, где он раньше преподавал анатомию.

123 Эпиграф к лекциям дается на немецком языке, так как нет достаточно удачных переводов его стихами. Прозой подстрочно это стихотворение переводится так:

Радостно, много лет тому назад,

дух так усердно стремился

исследовать, узнавать,

как, творя, живет природа.

И это вечно единое,

что многообразно открывается;

великое — мало, малое — велико,

все — в своем роде.

Вечно меняясь, стойко сохраняясь,

близко и далеко, и далеко и близко;

так образуясь, преобразуясь. —

Я здесь для изумления.

124 Велш. Сновидение Виндициана или пожелания медицины. 1676.

125 Эти заметки, в основном относящиеся к 90-м годам — периоду увлечения Гёте сравнительной остеологией, напечатаны в 1824 г. в сборнике «Вопросы морфологии», т. II, вып. 2, с послесловием 20-х годов.

126 Олекранон — локтевой отросток локтевой кости, участвующий в образовании локтевого сустава.

127 Ссылка на таблицу в статье о межчелюстной кости, напечатанной в сборнике «Вопросы морфологии»; в настоящем издании таблица помещена на стр. 140.

128 Статья о слуховых костях помещена непосредственно перед статьей «Ulna и Radius» в том же выпуске «Вопросов морфологии».

129 «Die Faulthiere und die Dickhä utigen abgebildet, beschrieben und vergleichen von Dr. E. d'Alton». Das erste Heft von sieben, das zweite von zwölf Kupfer-Tafeln begleitet. Bonn, 1821. Эта статья напечатана в 1822 г. в «Вопросах морфологии», т. I, вып. 4.

На титульном листе этих альбомов, как и третьего — о грызунах, перед фамилией д'Альтона стоит фамилия X. Пандера, который, повидимому, был инициатором и автором текста этих альбомов (Райков, 1951, стр. 166 сл.).

130 «История развития цыпленка» написана Пандером (Pander. Beiträge zur Entwicklungsgeschichte des Hühnchens im Eye. Würzburg, 1817). Рисунки к ней принадлежат д'Альтону. Эта работа была одним из поводов к созданию К. Бэром, другом Пандера, знаменитой «Истории развития животных».

131 Camarupa — индусское божество из поэмы индусского поэта Калидасы «Облако-вестник».

132 Bradypus — род трехпалых ленивцев.

133 По-немецки Ungeist — собственно «не-дух», т. е. плохой дух.

134 Эта фантастическая картина превращения морского животного в наземное, восходящая к античным догадкам об эволюции животных, показывает, насколько в первую четверть XIX в. еще бедна была палеонтология в этой области, насколько беспочвенны были попытки конкретно представить себе эволюционный процесс.

135 Ай-ай (Bradypus tridadylus) — вид трехпалых ленивцев.

136 Унау (Choloepas didaetylus) — вид двупалых ленивцев.

137 «Fossiler Stier». Напечатано в 1822 г. в сборнике «Вопросы морфологии», т. I, вып. 4.

138 «Archiv für die Urwet».

139 Собственная жизнь.

140 Гёте здесь на конкретном примере касается общей идеи о том. что части менее «совершенных» животных менее интегрированы.

141 «Die Skelette der Nagethiere, abgebildet und verglichen von d'Alton». Erste Abhandlung: zehn Tafeln, zweite: acht Tafeln. Bonn, 1823 und 24. Напечатано в 1824 г. в сборнике «Вопросы морфологии», т. II, вып. 2.

142 По-немецки: Vorahnungen, nicht Vorarbeiten.

143 В конце статьи Гёте говорит несколько фраз о посвящении рецензируемой книги прусскому королю. Мы их опускаем, как не имеющие прямого отношения к ее содержанию.

144 «Das Schädelgerüst aus sechs Wirbelknochen aufgebaut». Напечатана в 1824 г. в «Вопросах морфологии», т. II, вып. 2. Гёте ссылается в этой статье на ранее высказанное «признание» относительно позвоночной теории черепа. Он имеет в виду напечатанное им по этому вопросу в конце послесловия к статье о межчелюстной кости (стр. 140 cл.). Настоящая статья, очевидно, вызвана выпадами Окена против Гёте в связи с публикацией первым в 1807 г. позвоночной теории черепа и претензии на приоритет.

145 «Принципы философии зоологии. Обсужденные в марте 1830 г. в лоне королевской Академии наук». Сочинение г. Жоффруа де Сент-Илера. Париж, 1830. Часть I данной статьи Гёте напечатана в «Berliner Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik», 1830, т. 2. Часть II помещена там же в марте 1832 г. Это — последняя законченная статья Гёте, сданная в печать 20 февраля 1832 г.

146 Ботанический сад, одно из старейших естественнонаучных учреждений Парижа, где велась исследовательская работа и преподавалась не только ботаника, но и зоология. Сент-Илер начал работать в нем в 1792 г., Кювье — в 1794 г., Гёте неточно говорит о продолжительности их совместной работы (ср. стр. 229 и 231).

147 Единство органического строения — учение Сент-Илера о единстве плана строения всех животных.

148 Гиоидная кость.

149 Газеты: «Время», ниже — «Национальная».

150 Королевский сад, впоследствии Ботанический сад.

151 «Элементарные картины по естественной истории животных».

152 Колледж Франции — высшее учебное заведение в Париже, основанное вне университета в 1530 г. Франциском I.

153 «Естественной истории».

154 «Verhandlungen der Kaiserlichen Leopoldisch-Carolinischen Akademie der Naturforscher». Напечатано in quarto в 1831 г. с отличными таблицами, воспроизведенными в настоящей книге (стр. 118).

155 Гёте подразумевает свои таблицы к статье о межчелюстной кости, воспроизведенные в настоящем издании на стр. 118 сл.

156 См. прим. 120.

157 Здесь имеются в виду изображения черепов слонов, напечатанные в «Verhandlungen der Kaiserlichen Leopoldisch-Carolinischen Akademie. . .» в 1824 г., в т. 12, а не 14, как ошибочно указывает Гёте.

158 Размышления Гёте об изменениях пятипалой конечности у лошади и других животных, в общем верные, поскольку речь идет об изменениях конечности в связи с образом жизни животного, ошибочны в конкретных случаях: лошадь, как известно, сохранила лишь один палец; животные, употребляющие конечность по преимуществу для хождения, большой палец в связи с этим не сохраняют.

159 Материалы.

160 Композиция, т. е. составление.

161 План.

162 Единство плана.

163 Единство типа.

164 «Примитивный и общий замысел, который можно проследить очень далеко и на котором все кажется основанным». Т. IV, стр. 579.

165 «Энциклопедический обзор».

166 Целиком.

167 «Медицинская газета».

168 Не подлежит изменению.

169 Гёте всегда высоко ценил французскую культуру, и сам рано встретил признание своего поэтического и научного творчества во Франции. Последние слова этой статьи, тем самым его последней предсмертной научно-публицистической работы, звучат призывом к культурному сближению и сотрудничеству двух великих соседних народов, немецкого и французского.


problemi-metodologii-erik-bern.html
problemi-migracij-narodov-severo-zapadnogo-i-centralnogo-kavkaza-v-konce-xviii-veka-v-nachale-hh-veka-stranica-3.html
problemi-nalogooblozheniya-pribili-predpriyatij-i-organizacij-v-sovremennih-usloviyah.html
problemi-obrazovaniya-i-vospitaniya-issledovaniya-i-razrabotki-dajdzhest-po-proektam-realizuemih-programm-moskva-2003-bbk-88-840-stranica-7.html
problemi-ocenki-finansovogo-sostoyaniya-i-puti-ego-uluchsheniya.html
problemi-osvoeniya-kosmosa.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-bronhialnaya-astma-2011-2015-godi-moskva-2009-pasport-federalnoj-celevoj-programmi-bronhialnaya-astma.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-perechen-specialnostej-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-priznavaemih-sootvetstvuyushimi-napravleniyam-podgotovki-specialnostyam-realizuemim-v-rgpuimaigercena-v-2011-godu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/za-i-protiv-web-sistem-upravleniya-proektami-itogi-tisyacheletiya-stoletiya-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshij-balans-vremeni-i-grafik-provedeniya-zanyatij-osennij-semestr-kompleks-po-discipline-filosofiya-dlya-vseh-obrazovatelnih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/situacya-usphu-v-upravlnskj-dyalnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/semejnaya-sekciya-v-obshezhitii-obshij-holl-kuhnya-dush-tualet-i-umivalka-muzhchina-let-40-ka-v-telnyashke-v-trusah-i-beskozirke-moet-pol-v-holle-skoree-ne-moet-a.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-kriminologiya-vhodit-v-chislo-obyazatelnih-disciplin-federalnogo-komponenta-obrazovatelnoj-professionalnoj-podgotovki-specialistov-po-specialnosti-yurisprudenciya-021100.html
  • college.bystrickaya.ru/322-storoni-materii-kachestvo-kolichestvo-mera-academia.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-magiya-v-socio-kulturnom-kontekste-g-k-lihtenberg-aforizmi-vetoj-rabote-mi-proslezhivaem-puti-formirovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-graficheskogo-i-algebraicheskogo-slozheniya-i-vichitaniya-vektorov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnologchnij-proces-virobnictva-kislomolochnih-napov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-aravita-vo-dvorce-1-pobeg-eto-povest-o-sobitiyah-sluchivshihsya-v-narnii-i-k-yugu-ot-nee-togda-kogda-eyu-pravili.html
  • credit.bystrickaya.ru/pasport-po-obespecheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-16-goroda-elektrogorska-moskovskoj-oblasti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-raznovidnosti-rechi-n-t-svidinskaya-kollektiv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-okruzhayushemu-miru-po-programme-shkola-2100.html
  • writing.bystrickaya.ru/bunin-sni-changa.html
  • write.bystrickaya.ru/frejya-asvinn-misterii-i-magiya-severa-runi-i-zhenskaya-sila-stranica-16.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodika-analiza-soderzhaniya-tekstov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/merezhkovskij-dmitrij-sergeevich-kurs-lekcij-po-russkoj-literature-konca-xix-nachala-xx-veka-dlya-studentov-fakulteta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/132-osvoenie-potenciala-razvitiya-dostatochno-obshaya-teoriya-upravleniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1285-1350-lodoj-vyo-sinyaya-letopis-istoriya-buddizma-v-tibete.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-pravitelstva-pered-parlamentom-rossii-eto-eshe-odin-shag-vpered-po-razvitiyu-nashej-politicheskoj-sistemi-idumayu-chto-eto-ochen-vazhno.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-matematiki-dlya-specialnosti.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-prezident-zholdauindai-ltti-blm-berudeg-trek-mektep-ortaliindai-blm-sapasin-arttiru-zholdari-hh-asirdi-azastani-talantti-ebekor-tolerantti-haliti-nebr-ek-onzhildita.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps-ot-19-iyulya-1983-g-n-15615-28.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-regionovedeniya-geograficheskie-etapi-izucheniya-i-zaseleniya-enisejskoj-gubernii-krasnoyarskogo-kraya-stranica-12.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-n-radishev-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-a-s-griboedov-gore-ot-uma.html
  • school.bystrickaya.ru/butadienovij-kauchuk.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-b-e-m-i-vsootvetstvii-so-statej-12-zakona-rf-ot-12-dekabrya-1991-goda-2124-1-osredstvah-massovoj-informacii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-na-gidroliz-bilet-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-mezhdisciplinarnogo-gosudarstvennogo-ekzamena-specialnost.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasshifrovka-otdelnih-pribilej-i-ubitkov-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-myasokombinat-ulyanovskij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokladi-nauch-tehn-konf-ihti-ivanovo-1973-s-20-22-stranica-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zao-primenyaet-obshuyu-sistemu-nalogooblozheniya-osnovnoj-vid-deyatelnosti-proizvodstvo-selhozprodukcii-zao-imeet-svoyu-molochno-tovarnuyu-fermu-svinokompleks-p.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.