.RU

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) - «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы...



^ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ)


задания для самостоятельной работы

Методика преподавания природоведения как педагогическая наука и учебный предмет

1. Какое место занимает методика преподавания природоведения в системе педагогических наук?

2. В чем состоят объект и предмет методики преподавания природоведения как науки?

3. Каковы отличительные черты специальной методики преподавания природоведения для глухих?

4. На каких методологических основах базируются методика природоведения и специальная методика преподавания природоведения?

5. В чем отличия методики преподавания природоведения как науки и как учебного предмета?

6. Каковы характерные черты методики преподавания природоведения как учебного предмета в системе подготовки учителя - сурдопедагога?

7. С какими науками непосредственно связаны методика преподавания природоведения и специальная методика преподавания природоведения? В чем состоит их экологическая направленность?

8. Каковы задачи методики преподавания природоведения в обучении, воспитании и развитии глухих учащихся?

9. Что означает утверждение: "Методика преподавания природоведения отвечает на вопросы: Чему учить? Как учить? Какими средствами учить?"

Задания:

1. Составить схему-структуру педагогических наук и указать на ней место "методики преподавания природоведения" и "специальной методики преподавания природоведения".

2. Ответить письменно в тетради на вопросы 1, 2, 3, 4, 8.

3. Подготовить устные ответы на вопросы 5, 6, 7, 9.

Содержание школьного учебного курса природоведения.

1. Каково содержание программы курса природоведения и в чем заключается система изучения учебного материала?

2. На основе каких наук базируется содержание курса природоведения?

3. На каких общедидактических и природоведческих принципах основывается содержание курса?

4. В чем состоят основные задачи курса природоведение в школе глухих?

5.Как реализуется связь курса природоведения со школьным учебным курсом "Предметно-практическое обучение"?

6. Какое место в программах отводится развитию умения проводить наблюдения за явлениями природы?

7. В какой мере воплощены в программе основные принципы построения программ (соответствие учебного материала уровню знаний и развития учащихся данного возраста, принцип овладения знаниями в процессе активной познавательной деятельности, межпредметные связи)?

8. Какие умения и навыки должны быть выработаны к концу обучения (по годам)?

9. Как отражены в программе вопросы экологического воспитания учащихся?

Задания:

1. Подготовьте письменный ответ на вопрос 1, 4.

2. Подготовьте устные ответы на вопросы 2,3,5,6, 7, 8.

Содержание школьного курса "Ознакомление с окружающим миром" и его значение в образовании, воспитании и развитии глухих учащихся

1. Каково содержание программы курса "Ознакомление с окружающим миром" и в чем заключается система изучения учебного материала?

2. На каких общедидактических и природоведческих принципах осно­вывается содержание курса "Ознакомление с окружающим миром"? (Показать на конкретных примерах применение этих принципов).

3. В чем состоят задачи изучения природы в курсе "Ознакомление с окружающим миром"?

4. Как связана программа курса "Ознакомление с окружающим миром" с речевым развитием глухого ребенка?

5. Каково соотношение природоведческого материала и социальных аспектов в программах "Ознакомление с окружающим миром" (1 - 2 классы общеобразовательных школ и школ для глухих)?

6. Как расширяется и углубляется природоведческий материал во 2 классе по сравнению с 1-м?

7. Какое место в программах курса "Ознакомление с окружающим миром" отводится развитию умений проводить наблюдения за явлениями окружающего мира?

8. В чем заключается преемственность содержания программ курса "Ознакомление с окружающим миром" с содержанием программы воспитания в детском саду по разделу "Ознакомление с природой и развитие речи"?

9. Какие умения и навыки должны быть выработаны к ·концу обучения по годам (отдельно - 1-й и 2-й)?

10. Как обеспечивается экологическая направленность при изучении курса "Ознакомление с окружающим миром"?

Задания:

1. Ответьте в письменном виде на вопросы 1,3,4,6.

2. Подготовьте устные ответы на вопросы 2,.5,7,8,9.

Особенности природоведческих знаний глухих школьников

Вопросы и задания:

1. Какие методы могут быть использованы при изучении знаний глухих школьников об объектах живой природы?

2. Каковы типичные ошибки в знаниях глухих учащихся о животном и растительном мире? (По литературном данным).

3. По каким вопросам показатели знаний глухих учащихся о животном мире отличаются от показателей знаний слышащих в наибольшей и наименьшей степени?

4. В чем состоят основные динамические особенности развития знаний глухих учащихся от l-го до 4-го класса о домашних и диких животных? В частности, экологических знаний о них?

5. Проведите изучение знаний одного - двух учеников первого - четвертого классов по одной из программных тем: животные, растения (на выбор), используя методику, описанную Е.Г. Речицкой.

Результаты своего исследования представьте в виде доклада на 7 - 8 ми­нут с приложением соответствующих протоколов опроса и анамнестических данных о ребенке (по прилагаемой схеме).

Схема анамнеза:

Фамилия, имя ребенка. Возраст, класс, школа. Средняя оценка по основным учебным предметам. Уровень общего развития в сравнении с другими учениками класса (средний, выше или ниже нормального); уровень речевого развития; группа глухоты, время наступления, причи­ны; был ли в детском саду; занимаются ли родители с ребенком; место проживания.

Формы организации обучения природоведению и "Ознакомлению с окружающим миром"

Вопросы для изучения:

1. Что такое форма организации учебной работы в школе и какие организационные формы применяются для изучения природоведения в начальных классах, и в чем их специфика в школе глухих?

2. Из чего складывается классно-урочная система обучения приро­доведению?

3. Какие факторы делают урок природоведения главной формой обу­чения, и в чем его специфика по сравнению с другими уроками?

4. Какие функции выполняет современный урок природоведения?

5. Какие дидактические и воспитательные требования предъявляются к уроку природоведения? В чем состоит специфика в школах глухих? Какой должна быть экологическая направленность урока?

6. Каковы типы уроков природоведения? Какая структура характерна для каждого из них (вводного, комбинированного, предметного, обобщающего)?

7. Какими чертами характеризуется предметный урок по природоведению и в чем его отличия от предметного урока по курсу "Предметно-практическое обучение"?

8. Какие организационные формы применяются при изучении курса "Ознакомление с окружающим миром" и в чем их специфика в школе глухих?

9. В чем состоит подготовка учителя к урокам природоведения и по "Ознакомлению с окружающим миром? Какова специфика в школе глухих? Как учесть экологическую направленность?

Задания:

1. На вопросы 1, 4, 5, 8 ответы подготовить устно.

2. На вопросы 2,3,7 ответы подготовить в письменном виде. Иллюстрировать ответы путем составления схем или таблиц.

3. На вопрос 6 подготовьте письменный ответ, используя для этого приводимую схему:

Схема для подготовки ответа на вопрос о типах уроков природоведения и их структурах

Тип урока

Вводный

Комбинированный

Предметный

Обобщающий

Ознакомление с окружаю-

щим миром


Классы структура

4. Покажите, какие изменения в структуре урока природоведения в школах глухих происходит от 1 - 2 к 3 - 6 классам. Составьте схему и письменно обоснуйте причины изменения структуры.

5. Разработайте примерную структуру урока природоведения по одной из программных тем в классе по выбору.

Материальная база обучения по курсам природоведения и "Ознакомление с окружающим миром"

Вопросы для изучения:

1. Что такое материальная база обучения по курсам природоведения и "Ознакомление с окружающим миром"? Какие группы оборудова­ния входят в ее содержание?

2. Какова структура группы наглядных средств обучения по курсам природоведения и "Ознакомление с окружающим миром"?

3. Из чего складывается набор вспомогательного оборудования, которое применяется при обучении по курсу природоведения и "Ознакомление с окружающим миром"?

4. Какие технические средства обучения (ТСО) используются при преподавании по курсам природоведение и "Ознакомление с окружающим миром"?

5. В чем состоят требования, предъявляемые к наглядным, вспомогательным и техническим средствам обучения?

6. Каким материальным оборудованием должен быть оснащен уголок живой природы? Какие растения и животные могут содержаться в нем?

7. Что представляет собой географическая площадка, как она должна быть оборудована, какова ее планировка, какие приборы и каким образом должны быть на ней размещены?

8. Что представляет из себя школьный учебно-опытный участок, как он должен быть спланирован и какое оборудование применяется на нем при работе с младшими школьниками?

9. Какое значение имеют отдельные типы материального оборудования для обучения природоведению глухих учащихся?

10. В чем специфика подбора материального оборудования для учащихся школ глухих?

Задания:

1.Письмениый ответ на вопрос 1 сопроводите схемой, отражающей содержание материальной базы обучения.

2.При подготовке ответа на вопрос 2 составьте таблицу наглядных средств обучения, сгруппировав их по дидактическим целям, содержанию, количественному составу и назначению.

3. При подготовке ответа на вопрос 3 составьте таблицу с указанием групп вспомогательного оборудования и предметов, входящих в каждую группу.

4. Какие технические средства обучения используются при преподавании по курсам природоведения и "Ознакомление с окружающим ми­ром"?

5. При подготовке вопросов 7 и 8 подготовьте схемы - планы размещения оборудования на географической площадке и расположения гря­док, участков, клумб на учебно-опытном участке.

6. На вопросы 4, 5, 6, 9, 10 приготовьте устные ответы.

Анализ учебников по природоведению

Задания:

1. Выпишите основные требования к содержанию и оформлению современного школьного учебника.

2. Проведите сравнительный анализ учебников для школ глухих и массовых школ с точки зрения содержания и оформления.

3. Проделайте анализ учебников по природоведению для школ глухих и для массовых школ. Сделайте выводы о специфике учебников для глухих.

4. На основании проделанного анализа оцените возможности влияния учебника на: выработку навыков и техники самостоятельного изучения предмета; развитие способности к логическому мышлению; экологическое воспитание учащихся; использование полученных знаний на практике и в новых ситуациях; развитие словесной речи учащихся.

Схема анализа учебника с точки зрения выполнения им информационной функции:

1. Авторы учебника, полное наименование, тип школы, для какого класса предназначен, место, издательство, год издания, тираж, какое издание.

2. Содержание учебника:

а) характеристика материала по предмeтy: соответствие современному состоянию науки; систематизация в предметном, логическом и психологическом отношении (учет cтpyктypы предмета); согласованность с основными положениями программы; типы учебных текстов (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный); четкость определений; вариативность в подаче информации (слово, рисунок, фотография), информация о том, как добывать последующую информацию.

б) характеристика материала по организации деятельности учащихся по усвоению содержания: типы вопросов и заданий; сравнительная характеристика репродуктивных и продуктивных видов заданий; качественная и количественная характеристика продуктивного материала (наличие заданий на обобщение, доказательства, установление причинно-следственных связей; сравнение, выделение главного, подведение под понятие, конкретизацию, определение и объяснение понятий; на работу с учебными картами, схемами; самостоятельные работы).

в) характеристика учебного материала с точки зрения реализации дидактических принципов обучения: научность, сложность в сочетании с доступностью; систематичность, последовательность; соблюдение краеведческого, родиноведческого, общеземлеведческого и сезонного принципов в содержании;

г) характеристика содержания с точки зрения дидактических функций: - формирование мировоззрения, развитие логического мышления, познавательных способностей, активности, идейной убежденности; расширение кругозора, выработка навыков самостоятельной работы; воспитание навыков контроля и самоконтроля.

3 . Методическая разработка содержания: соответствие требованиям современной дидактики в области языка (его доступность, правильность, живость); соответствие методическим требованиям по природоведению; обращение к пройденному материалу и опыту учеников; разнообразие заданий; характер заданий на наблюдение; связь между текстом и иллюстрациями; выделение различных уровней трудности содержания; управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4. Структура учебника:

а) основные принципы и система построения содержания (логическая, целевая, теоретическая, практическая);

б)четкость структуры, повторяемость элементов (информационный текст, блок вопросов и заданий, выводов и т.п.);

в) реализация в cтpyктype содержания основных принципов методики умственной деятельности (расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей);

г) структурные компоненты учебника - тексты (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстoвые компоненты; аппарат, организации усвоения; иллюстративный материал, материал ориентировки.

5. Оформление и полиграфическое исполнение: удобство пользования учебником; разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы, карты); наличие цветных иллюстраций, их соответствие словесному содержанию и возрастным возможностям восприятия учащихся; краткость и ясность подписей под иллюcтpациями, соответствие их формы и стиля xapaктepy и функциям иллюcтpаций; стимулирующий чтение объем текстов; использование цвета, символов, выделение логического материала, правил, выводов; информационных положений; - схемные средства фиксации информации; чередование и пространственное расположение текста и иллюстраций; необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия, помещены рисунки; - практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, цвет, шрифт, размер книги. Методика выполнения заданий и результаты:

Задания 1 - 3 выполните письменно, предварительно изучив рекомендованную литератypy и ознакомившись со схемой анализа учебников.

Задание 4 подгoтoвьте для выступления на практическом занятии.

Методы обучения природоведению

Вопросы и задания:

L Повторите по учебнику Пакуловой В.М. и Кузнецовой В.И. главу о методах преподавания природоведения, обратив особое внимание на их классификацию.

2. Какие дидактические методы и приемы применяются при обучении природоведению глухих учащихся.

3. Каковы основные черты и возможности словесных методов при обучении природоведению учащихся в школах глухих.

4. В чем состоят важнейшие особенности практических методов при использовании их для обучения природоведению в школах глухих.

5. Какими чертами характеризуются наглядные методы и каково их значение для обучения природоведению глухих учащихся.

6. Какими свойствами обладает метод демонстрации в зависимости от объектов показа, учебного оборудования и этапа наблюдения за демонстрируемыми объектами?

7. Какими должны быть действия учителя и учащихся при демонстрации в зависимости от объектов, учебного оборудования и этапа показа? 8.Что такое комплекс методов и чем определяется его состав?

9. Что означает понятие "ведущий метод" в комплексе методов? Какое значение имеет правильное определение ведущего метода для успешного проведения урока? Раскройте значение ведущего метода на конкретном примере.

10. Что должен делать учитель, чтобы обеспечить оптимальный выбор методов и методических приемов в зависимости от условий обучения (содержание темы, возможностей учащихся, наличия учебно-материальных средств по теме, совпадения способов подачи материала в учебнике и на уроке, наличия времени для применения методов по теме) и учета экологической направленности?

11. Какой комплекс методов и методических приемов следует применить при проведении урока природоведения в школе глухих по теме

(выбирается слушателем)? .

12. Составьте разработку этапа изучения нового материала урока природоведения в школе глухих (тема и класс избирается слушателем).

Рекомендации по выполнению заданий:

1. На вопросы 2, 8, 9 подготовьте устные ответы.

Формирование природоведческих представлений и понятий.

Задания:

1. Повторите по учебным пособиям (см. список литературы) материал о представлениях и понятиях и методике их формирования у младших школьниках.

2. Выясните специфику образования у глухих и слабослышащих детей природоведческих представлений и понятий и методику их формирования.

3. Определите роль наблюдений при формировании природоведческих представлений и понятий у глухих и слабослышащих учащихся.

4. Проанализируйте разработки уроков (по З.А. Клепининой, Л. П. Чиcтoвой, Л. Ф. Мельчакову, М. П. Скаткину) с целью выявления методов и при­емов формирования. природоведческих представлений и понятий.

5. Определите перечень природоведческих представлений и понятий, которые необходимо сформировать при изучении темы (по выбору слушателя) в школе глухих.

6. Составьте конспект урока природоведения., отразив в нем все этапы формирования. природоведческих представлений и понятий у глухих школьников с учетом экологической направленности.

7. Составьте перспективную разработку - план формирования и углубления у глухих учащихся природоведческих представлений и понятий на протяжении двух лет обучения.

8. Во время посещения урока природоведения пронаблюдайте за процессом формирования природоведческих понятий. Опишите действия учителя и учащихся. Проанализируйте методику формирования природоведческих понятий.

Методические указания по выполнению заданий:

Задания. 1 - 3 выполняются в виде письменного конспекта, в кото­ром должны быть отражены все основные положения и понятия.

Задания 4 - 7 выполняются письменно и представляются преподаватeлю.

Задание 8 выполняется в ходе педпрактики. Результаты анализа представляются в письменной форме.

Методика проведения природоведческих экскурсий с глухими учащимися

Вопросы и задания:

1. Выясните значение экскурсий в природу в обучении и воспитании глухих школьников.

2. Определите, в чем заключается подготовка к экскурсии учителя и учащихся.

3. Изучите методику проведения с глухими учащимися экскурсии в природу на ее основных этапах.

4. Какова методика проведения наблюдений и их фиксации в ходе природоведческой экскурсии с глухими школьниками?

5. Выясните особенности проведения экскурсии в различные времена года.

6. Как проводить анализ проделанных наблюдений и обобщающую беседу по экскурсии в природу с глухими учащимися?

7. Какие используются наблюдения на экскурсии и собранный природный материал в учебном процессе?

8. Разработайте конспекты двух экскурсий в разное время года, в одно и то же место. С учетом экологической направленности.

9. Проведите экскурсию в природу во время педпрактики.

Методика выполнения заданий:

1.3адаиия 1-7 выполнить путем конспектирования основных положений и понятий.

Методика изучения географического материала на уроках природоведения в школах глухих

Задания:

1. Выясните содержание и объем географического материала в курсе природоведения для школ глухих (по программе и учебникам пpиродоведения для школ глухих и слабослышащих 3-4 и

5-6 кл.).

2. Определите специфику методики изучения географического материала в школах глухих и слабослышащих.

3. Выясните особенности формирования географических представлений и понятий у глухих и слабослышащих детей.

4. Разработайте конспект урока по географическому материалу (тема по выбору слушательа).

5. Определите методику проведения практических работ по географии на местности с глухими и слабослышащими учащимися.

6. Выявите приемы и методы работы

7. Составьте конспект проведения практического занятия на местности.

8. Разработайте план-карту работы по формированию, углублению и развитию географических представлений и понятий в 4, 5 и 6 классах в школе глухих.

Методические указания:

1.Задания 1-3, 5-6 выполняются путем конспектирования основных положений учебной и методической литературы.

2.Задания 4, 7, 8 выполняются письменно и представляются преподавателю.

Четвертное планирование программного материала по природоведению и "Ознакомлению с окружающим миром"

Задания:

1. Составьте календарный план на третью (I, II, III) четверть по природоведению (класс - по выбору).

2. Подготовьте календарный план на третью (I, II, III) четверть по "Ознакомлению с окружающим миром" (класс - по выбору).

3. Обоснуйте поурочное распределение содержания по одной из программных тем природоведения.

4. Дайте обоснование распределения содержания по одной из программных тем курса "Ознакомление с окружающим миром".

5. Сопоставьте составленные вами календарные планы с планами учителей. Проанализируйте свои ошибки и внесите в свой план необходимые исправления.

Методика выполнения заданий и результаты:

Задания выполняются письменно.

Задание 5 выполняется во время педпрактики. По возвращению с нее, календарные планы сдать преподавателю.

Внеклассная работа по природоведению с глухими учащимися

Задания:

1. Выясните, что понимается под внеклассной работой по природоведению, каковы ее назначения и формы.

2. Определите методы, применяемые во внеклассной работе по природоведению в школах глухих и слабослышащих детей.

3. Разработайте план-конспект подгoтoвки и проведения одной из массовых форм внеклассной работы по природоведению - утренников, школьных вечеров, детских праздников.

4. Составьте календарно-тематический план, определяющий содержание, формы, организацию и методику натуралистической работы с глухими детьми в условиях лагеря отдыха, с учетом экологической направленности.

Методика выполнения заданий:

1. Задания 1-2 выполните путем конспектирования литературы.

Методика работы на школьном учебно-опытном участке в школе глухих

Задания:

1.Выясните назначение школьного учебно-опытногo участка и содержание работ учащихся на них.

2.Изучите основные требования к планированию школьного учебно-опытногo участка. Начертите схему планирования.

3. Изучите методику организации и проведения работы на школьном учебно-опытном участке с глухими детьми.

4. Составьте план-конспект проведения занятий на школьном учебно-опытном участке (время года и класс - по выбору).

5. Разработайте календарный план занятий на школьном учебно-опытном участке на учебный год.

Методика выполнения заданий:

1.Задания 1-3 выполните посредством конспектирования литературы.

2.3адания 4-5 - составить разработки.

Методика работы в уголке «живой природы» в школе глухих

Задания:

1.Выясните назначение уголка живой природы в школе глухих. 2. Определите содержание и объем работ в уголке живой природы, необходимые для этого оборудование и объекты для наблюдения. 3. Изучите формы и методы работы в уголке живой природы. 4. Изучите вопросы организации уголка живой природы в лагере отдыха глухих учащихся и специфику методики работы. 5. Разрабoтaйтe календарно-темaтичecкий план наблюдений за приро­дой, опытов и практических работ в уголке живой природы на учебный год. 6. Разработайте программу работы в уголке живой природы в лагере отдыха на летний период.

Методика выполнения заданий:

1.Задания 1-4 выполните путем конспектирования.

2.по заданиям 5-6 составить разработки.

Методика экологического воспитания и природоохранной работы с глухим учащимися

Задания:

1.Выяснить цель, задачи, формы и содержание экологического воспитания глухих учащихся. 2.Изучите методику природоохранительной работы с глухими и слабослышащими детьми. З.Разработайте календарно-тематический план включения экологического материала В уроки и внеклассные занятия по природоведению в рамках одной учебной четверти. 4.Составьте план-конспект урока природоведения с включением природоохранительного материала. 5.Напишите сценарий внеклассного мероприятия с экологическим и природоохранительным содержанием.

Методика выполнения заданий: 1.Задания 1-2 выполните посредством конспектирования.

2.Задания 3-4 - разработать и представить отчетные документы. 3.Задание 5 провести во время педпрактики в школе и представить отчет о проделанной работе.

Идейное наследие выдающихся русских педагогов по вопросам методики преподавания естествознания и его использование в наше время

Задания:

1.Изучите постановку преподавания естествознания в русской школе в конце ХVIII в. Определите роль В.Ф. Зуева в становлении методики преподавания естествознания. 2. Выясните, в каком состоянии находилась методика преподавания естествознания в России в первой половине XIX в. З. Проследите основные направления развития методики преподавания естествознания в России во второй половине XIX в.

а)Определите, в чем состояла роль K.Д. Ушинского в развитии методики начального естествознания. б)выявите заслуги А.Я. Герда в развитии методики начального естествознания.

4.Изучите постановку преподавания начального естествознания в русских школах в начале ХХ в.

а) Составьте краткую характеристику концепции Л.С. Севрука по методике начального курса естествознания. б) Каковы взгляды В.П. Вахтерова на методику начального обучения естествознанию? в) Дайте общую характеристику методических взглядов И.И. Полянскогo.

Г) Выясните вклад Д.Д.Семенова в развитие методики начального естествознания.

5. Определите, какие идеи и открытия выдающихся русских педагогов XVIII, XIX и XX вв. В области методики преподавания естествознания получили признание и применяются в современной методике преподавания природоведения.

6. Продумайте еще раз изученный материал и задумайтесь над вопросом: не видите ли вы в творческом наследии русских педагoгoв-методистов идей, методов, приемов, которые остались невостребованными, и которые можно было бы применять в наших условиях? Выскажите свои со­ображения на этот счет.

Методические указания по выполнению заданий:

1.Задания 1-4 выполняются посредством конспектирования. 2.Заданне 5 можете выполнить в произвольной письменной форме, но целесообразнее всего - в виде сравнительной таблицы, составленной по вашему усмотрению. 3.Задание 6 - в виде письменных предложений.

^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование раздела

Вид задания для самостоятельной работы слушателя

Введение

-

Основы естествознания Общие и частные вопросы

Подготовка докладов, с использованием презентаций.

Письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц.

Методика преподавания естествознания. Общие и частные вопросы преподавания для детей с нарушениями слуха

Подготовка к круглым столам, деловым играм.

Написание рефератов. Подготовка докладов, с использованием презентаций.

Письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц.

Анализ учебников и программ для школы.

Составление конспектов уроков, и систем упражнений.


^ Рекомендуемая литература.

Естествознание.

ОСНОВНАЯ:

  1. Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для сстудентов вузов / В. В. Горбачев. – 3-е изд., – М. : ОНИКС 21 век : Мир и образование, 2007. – 592 с.

  2. Грушевицкая, Т. Г. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – 3-е изд., – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с.

  3. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – 7-е изд, испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – 608 с.

  4. Концепции современного естествознания : учеб. для вузов / под ред В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 317 с.

  5. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. В. Свиридов. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 349 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Барабанов В.В. и др. География. Учебно-справочное пособие. 2е изд. - М., АСТ, Астрель, 2003.

  2. Верзилин Н. Райский сад на подоконнике. - М., Клуб 2001 век, 2000.

  3. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М., Владос, 2003.

  4. Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника. - М., Академия, 2003.

  5. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника высших наземных растений. 4-е изд. - М., Академия, 2006.

  6. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания. 7е изд. - М., Акад. Проект, 2003.

  7. Константинов В.М Охрана природы. 4-е издание. - М., Академия, 2007.

  8. Константинов В.М. и др. Экологические основы природопользования. 4-е изд. -М., Академия, 2006.

  9. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. 6-е изд. -М., Академия, 2009.

  10. Красная книга Российской федерация. Животные. – М., Астрель, 2001

  11. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных. /Под ред. В.М. Константинова/. - М., Академия, 2009.

  12. Михеев А.В. Биология птиц Полевой определитель птичьих гнезд. - М., Цитадель, 1996.

  13. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. 2е изд. - М , Альфа, 2003.

  14. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение 2е изд. - М., Академия, 2002.

  15. Никонова М.А., Данилов П.А., Практикум по землеведению и краеведению. - М ,Академия, 2001.

  16. Петросова Р.А., Голов В.П. и др. Естествознание и основы экологии. - М., Академия, 2002

  17. Плешаков А. А. Зеленые страницы. - М., Просвещение, 2004.

  18. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе. /Под ред. В.М.Константинова, А.В.Михеева/. - М., Академия, 2003.

  19. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М., Академия, 2003

  20. Рау В.Г. Общее естествознание и его концепции. - М., Высшая школа, 2003.

  21. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование. Учебник для вузов – М., Дрофа, 2003.

  22. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.

  23. Скопин А.Ф Концепция современного естествознания. -М., Т.К. Валби. Проспект, 2003.

  24. Степанян Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. - М., Академия 2001.

  25. Теремов А. Занимательная зоология. - М., АСТ-Пресс, 1999.

  26. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И., Полевая практика по природоведению: экскурсии в природу. – М., Владос, 2000.

  27. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М., Владос, 2000.

  28. Экология Подмосковья. /Энциклопедическое пособие/ Е.В.Брызгалина и др. - М, Современные тетради, 2003.

  29. Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. - М., Аванта, 1995.

  30. Энциклопедия для детей. Т.З. География. - М. Аванта, 1994.

Методика преподавания естествознания.

ОСНОВНАЯ:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник для 2 класса образовательных учреждений. – М.: Вента-Граф, 2005.

  2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для слушательов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. / под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2009.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 1 класса. В 2-х частях. –М.: Просвещение, 2007.

  4. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителей и воспитателей спец. (коррекц.) образоват. учрежден I и II вида / под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

  5. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. Солнечный Зайчик. Учебник по ознакомлению с окружающим миром для второго класса специальных (коррекционных) школ I-II вида. - М., Владос, 2005.

  6. Сосновская Е.Б. Методика преподавания природоведения. – М.: Приор, 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Аквилева Г.Н. Клепинина 3. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М., Владос, 2001.

  2. Амонашвили Ш Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на процессах гуманно-личностной педагогики. - М., 1998.

  3. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

  4. Антология гуманной педагогики. - М., Дом Шалвы Амонашвили., МГПУ, 2000.

  5. Байбородова Л.В , Лаптева Т.В. Методика обучения биологии. - М. Владос, 2003.

  6. Большая энциклопедия начальной школы. - Спб. Изд. Дом «Нева» - М., Олма-Пресс,2004.

  7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., Просвещение, 1995.

  8. Деряба С.Д., Левин В А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

  9. Захарова Т.М., Николаева Л.В. Природоведение. 5-6 классы – М., Просвещение, 1994.

  10. Клепинина З.А. Титова М.Ф. Природоведение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ I-II вида. – М., Владос, 2001.

  11. Клепинина З.А. Титова М.Ф. Природоведение. 4 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ I-II вида. - М., Владос, 2002.

  12. Метод научной педагогики. М. Мантессори. Сост. З.Н Борисова, Киев, 1993

  13. Методика воспитательной работы. 2е изд. /Под ред. В.А.Сластенина/. – М., Академия, 2004.

  14. Николаева Г.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1999.

  15. Пакулова В.М, Кузнецова В.М. Методика преподавания природоведения. – М., Просвещение, 1990.

  16. Петрова В.Т., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии: Для вузов, 2е изд. – М., Московский Психолого-социальный институт, Флинта, 2000.

  17. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник для слушательов пед. вузов: В двух кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - М., Владос, 2003.

  18. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник для слушательов пед. вузов: В двух кн. 2 Общие основы. Процесс воспитания. - М., Владос, 2003.

  19. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Сб. статей - М МПГУ, 1994

  20. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Сб. I: подготовительный, 1 - 7 классы. - М., Просвещение, 2005.

  21. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, Сб. II: для слабослышащих и позднооглохших детей. - М., Просвещение, 2006

  22. Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы Л., 1998.

  23. Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. - Л. Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1990.

  24. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. Гуманистические аспекты в учебнике «Солнечный Зайчик» В кн: Современные проблемы дошкольного образования.

  25. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. Задания для самостоятельной работы по специальной методике преподавания природоведения. - М., 1997.

  26. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. Сделать окружающий мир для глухого ребенка ярче, живее, доступнее. В кн: Коррекционная педагогика вчера, сегодня, завтра. Сб. научно-методических материалов. - М. Прометей, 1997

  27. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. Солнечный Зайчик. Учебник по ознакомлению с окружающим миром для подготовительного и первого классов специальных (коррекционных) школ I-II вида. - М., Владос, 2000.

  28. Соловейчик С.Л. Воспитание школы. - М., Первое сентября, 2001.

  29. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для пед. Вузов. З-е изд. /Под ред. Н.М Назаровой/. - М., Академия 2004.

  30. Степанова О. А и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. Учебное пособие - М., Академия 2003.

  31. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. - М., Просвещение, 1991.

  32. Титова М.Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2004г.

  33. Филоненко-Алексеева А.Л. Из истории методики преподавания природоведения в русской школе. - М., Прометей, 1993.

  34. Филоненко-Алексеева А.Л. Ключевое слово методики - открытие. В кн: Коррекционная педагогика вчера, сегодня, завтра. Сб. Научно-методических материалов. -М., Прометей, 1997.

  35. Филоненко-Алексеева А.Л. Практикум по методике преподавания природоведения. Вып. 1, 2, 3, 4. - М., Просвещение, 1980-1983.

  36. Филоненко-Алексеева А.Л. Рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ в системе университетской подготовки учителей начальных классов (на материале методики преподавания природоведения.). В кн.: Курсовые и дипломные работы. - М., Прометей, 1992.

  37. Филоненко-Алексеева А.Л. Роль деловых игр в подготовке глухих студентов по предметам естественно-биологического цикла. В сб: Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров. Материалы конференции, 20-22 марта 1996. - М., Прометей, 1996.

  38. Филоненко-Алексеева А.Л. Экологическая подготовка будущих учителей начальной школы при изучении методики природоведения. Педагогическое образование. Вып. 2, 1996.

  39. Филоненко-Алексеева А.Л. Экологическое воспитание и развитие младших школьников с нарушением слуха. В кн: Развитие детей с нарушениями слуха в процессе внеурочной деятельности. - М., Владос, 2004.

  40. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Кн: Для учителя. Ред. Сост. М.А Козлова. - М., Первое сентября, 2000.



^ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Вопросы и задания для самостоятельной работы слушателей

  1. Каково значение развития слухового восприятия глухих и слабослышащих детей для формирования речи?

  2. Определите место развития слухового восприятия в системе обучения глухих и слабослышащих детей.

  3. Раскройте основные задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия глухих детей дошкольного и школьного возраста.

  4. Раскройте основные задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста.

  5. На основе литературных источников покажите становление современной концепции развития слухового восприятия речи.

  6. Определите значение слухового анализатора в чувственном отражении окружающей действительности.

  7. Каково влияние неполноценного слухового анализатора на формирование личности глухого ребенка?

  8. Определите потенциальные возможности развития слухового восприятия для формирования речи глухих детей.

  9. Законспектируйте статьи Ф.Ф. Рау о роли нарушенной слуховой функции в развитии глухого ребенка, опубликованные в журнале «Дефектология».

  10. Перечислите ученых, разработавших теорию о звуке и определите вклад каждого в этой области.

  11. Назовите характеристики звука и перечислите среди них те, которые могут характеризовать нарушенную слуховую функцию у глухих и слабослышащих.

  12. Дайте определения терминам: порог звука, порог дискомфорта, порог болевых ощущений, граница социального контакта, граница между глухотой и тугоухостью, область восприятия речи, основные речевые частоты.

  13. Нанесите на бланке аудиограммы границу социального контакта, границу между глухотой и тугоухостью, область восприятия речи, выделите основные речевые частоты.

  14. Определите, в какой части бланка аудиограммы будут располагаться данные проверки слуха слышащего, слабослышащего и глухого человека.

  15. Дайте характеристику классификации Неймана Л.В. с точки зрения медицинского подхода к анализу нарушений слуха.

  16. Перечислите педагогические аспекты, которые легли в основу классификации Боскис Р.М.

  17. Охарактеризуйте классификацию нарушений слуха, принятую в 70-х годах в Париже на международной конференции аудиологов.

  18. Запишите в таблицу данные классификаций Неймана Л.В., Хьюзинга, Монье, Портмана, Хаджинса по годам их появления.



Авторы и год публикации

Частоты, учитывамые при подсчете средней потери слуха

Характеристика (степень) снижения слуха

Средняя потеря слуха.
















а) Определите, какие частоты учитывались специалистами при подсчета средней потери слуха (СПС). б) Все ли специалисты одинаково характеризуют степень снижения слуха? В чем различия? в) Какая средняя потеря слуха, по мнению специалистов, соответствует глухоте? г) Какое минимальное снижение слуха специалисты (врачи) считают тугоухостью?

  1. Перечислите типы аудиограмм и дайте им определение.

  2. Запишите формулы для подсчета средней потери слуха: а) Для крутонисходящих аудиограмм; б) Для пологонисходящих аудиограмм глухих и слабослышащих; в) Для ровных (горизонтальных) аудиограмм слабослышащих.

  3. Определите возможности восприятия голоса разговорной громкости и шепота по данным Портмана и Преображенского, если нарушение слуха соответствует: а) легкой тугоухости; б) умеренной тугоухости; в) значительной тугоухости; г) тяжелой тугоухости; д) глухоте.

Есть ли, на Ваш взгляд, расхождения в этих данных и с чем они связаны?

  1. Определите место обучения детей с различными нарушениями слуха, опираясь на классификацию Бэкмена (1966).

  1. Какова последовательность формирования слухового анализатора от 1 до 20 недели внутриутробного развития плода?Определите возможности восприятия звуков через слуховой анализатор в период от 20 до 40 недели внутриутробного развития плода.

  2. Каковы реакции новорожденных детей на низкочастотные и высокочастотные звуки?

  3. Перечислите естественные поведенческие (ориентировочные) реакции ребенка на 1 году жизни.

  4. Какие реакции, связанные с развитием слуховой функции, формируются у ребенка в период с 9 дня жизни до 6 месяцев после рождения?

  5. Раскройте основные факторы риска, которые могут привести к снижению слуха. Какие из них являются наследственными, врожденными или приобретенными?

  6. Почему методы исследования слуховой функции можно разделить на медицинские и педагогоические?

  7. В чем различие между объективным и субъективным исследованием слуха?

  8. От каких факторов зависит выбор объективного или субъективного метода исследования слуха ребенка раннего, дошкольного и школьного возраста?

  9. Как формируется условно-двигательная реакция на звук у детей?

  10. Какие данные о состоянии слуховой функции можно получить с помощью исследований

а) импедансометрии (тимпанометрии);

б) вызванных слуховых потенциалов;

в) электроакустической эмиссии?

  1. С помощью каких методов можно провести исследование слуховой функции детей 1 года жизни?

  2. Определите последовательность обследования слуха ребенка 1 года жизни.

  3. Опишите исследование слуха детей 1 года жизни врачом – педиатром с помощью аудиотестера ЗРТ – 01 (Завод «Ритм»).

  4. Каковы преимущества и недостатки данного метода?

  5. Опишите методику обследования слуха детей 1 года жизни.

  6. Раскройте особенности педагогического обследования слуха детей 1 года жизни.

  7. По каким показателям педагогического обследования можно судить со состоянии слуха ребенка: а) нормально слышащего; б) с тугоухостью; в) со значительной тугоухостью; г) с глухотой.

  1. Перечислите музыкальные инструменты, которые можно использовать в педагогическом обследовании слуха ребенка.

  2. Опишите педагогическое обследование слуха ребенка старше 1,5-2 лет.

  3. Как проводится выработка условно- двигательной реакции на звучания музыкальных инструментов и голоса?

  4. В чем отличия педагогического обследования слуха детей, не владеющих речью, в возрасте до 1,5-2 лет или старше 1,5-2 лет?

  5. По каким реакциям ребенка педагог может судить о восприятии того или иного звукового сигнала?

  6. Перечислите возможности восприятия звучаний музыкальных инструментов и голоса (нормальной громкости и шепота) детей, имеющих различную степень потери слуха. Пользуйтесь таблицей, составленной Шматко Н.Д. и Пелымской Т.В. «Примерная схема оценки состояний слуховой функции неговорящих маленьких детей».

  7. Опишите методику педагогического обследования слуха слабослышащих дошкольников, владеющих речью.

  8. Проанализируйте списки слов, составленные Нейманом Л.В., для выявления возможностей восприятия речи слабослышащими детьми.

  9. Опишите методику педагогического обследования слуха глухих детей, владеющих речью.

  10. Подберите слова в I, II и III группу для педагогической проверки слуха глухих детей. Перечислите требования, предъявляемые к подбору слов в каждую группу.

  11. Как будут воспринимать на слух слова 1, 2 и 3 группы глухие дети со значительными остатками слуха?

  12. Можно ли сделать вывод о состоянии слуха ребенка при совпадении данных тональной аудиометрии и педагогического обследования слуховой функции?

  13. О чем может говорить несовпадение данных тональной аудиометрии и педагогического обследования слуха?

  14. Опишите особенности восприятия слов, произнесенных голосом разговорной громкости и шепотом слабослышащими детьми, если у них аудиограмма:

а) полная и ровная или пологонисходящая;

б) полная и крутонисходящая;

в) обрывистая.

  1. Найдите в специальной литературе сведения об использовании остаточного слуха в обучении глухих и о развитии слухового восприятия глухих путем специальных упражнений в XVIII - XX веках в странах Европы.

  2. Как рассматривали вопросы развития слуха и использования остаточного слуха в обучении глухих сурдопедагоги в России в XIX и первой половине XX века?

  3. Дайте оценку исследованиям Боскис Р.М., Рау Ф.А., Рау Ф.Ф., Неймана Л.В. о роли слуха в восприятии речи, об особенностях восприятия звуков глухими, о роли специальных упражнений на улучшение слухового восприятия глухих, о дифференцированном подходе к оценке остаточного слуха детей с нарушениями слуха. Назовите литературные источники, в которых описаны данные вопросы.

  4. Что Вам известно об экспериментальном исследовании, направленном на создание современной системы работы по развитию слухового восприятия речи и неречевых звучаний глухими и слабослышащими детьми дошкольного и школьного возраста?

  5. Определите роль Власовой Т.А., Кузьмичевой Е.П., Багровой И.Т, Шматко Н.Д. и других специалистов в создании современной системы работы по формированию восприятия устной речи детей с нарушениями слуха.

  6. Сформулируйте современные требования е речи сурдопедагогов и воспитателей в специальных учреждениях.

  7. С чего начинается работа по развитию слухового восприятия звучаний глухих и слабослышащих дошкольников?

  8. Опишите особенности работы по различению, опознаванию и распознаванию при формировании навыков восприятия речевых и неречевых звучаний?

  9. В ходе каких форм организации слуховой работы осуществляется формирование навыков восприятия речи и неречевых звуков у детей с нарушениями слуха?

  10. Можно ли считать индивидуальные и фронтальные занятия по слуховой работе специальными формами организации слуховой работы в учреждениях для детей с нарушениями слуха? Почему?

  11. Сформулируйте задачи развития слухового восприятия глухих и слабослышащих детей на:

а) индивидуальных занятиях

б) фронтальных занятиях

в) музыкально-ритмических занятиях

г) общеобразовательных уроках

д) во внеклассное время и во время пребывания ребенка дома.

  1. По каким принципам построены Программы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников и школьников?

  2. Проведите анализ содержания работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях Программ для:

а) глухих дошкольников

б) слабослышащих дошкольников

в) глухих школьников

г) слабослышащих школьников.

  1. Назовите принципы подбора речевого материала для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха.

  2. Перечислите направления в формировании неречевого слуха глухих и слабослышащих дошкольников.

  3. Какой и в каком объеме речевой материал отбирает учитель для предъявления его на слух на общеобразовательных уроках?

  4. Составьте тематический план занятий по развитию слухового восприятия для слабослышащих детей в I четверти 1,3 классов, для глухих детей в I четверти 2,4 классов.

  5. Какие требования предъявляются к организации работы по развитию слухового восприятия во внеклассное время и что должен знать воспитатель о слуховых возможностях своих воспитанников?

  6. Важна ли взаимосвязь в работе по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих учащихся между учителем класса, учителем индивидуальных занятий и воспитателем класса?

  7. Какие виды звукоусиливающей аппаратуры используются в учреждениях для глухих и слабослышащих детей?

  8. Определите роль звукоусиливающей аппаратуры различных видов для развития слухового восприятия глухих и слабослышащих детей.

  9. Какая звукоусиливающая аппаратура используется на фронтальных занятиях и общеобразовательных уроках в детском саду для глухих детей и в школах для глухих детей?

  10. От каких факторов зависит использование звукоусиливающей аппаратуры на фронтальных занятиях и общеобразовательных уроках в детских садах и школах для слабослышащих детей?

  11. Каковы особенности использования звукоусиливающей аппаратуры на индивидуальных занятиях:

а) в детских садах для глухих детей;

б) в школах для глухих детей;

в) в детских садах для слабослышащих детей;

г) в школах для слабослышащих детей.

  1. Что должен знать сурдопедагог о подборе режима работы звукоусиливающей аппаратуры? Каков порядок настройки режима работы усиления звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов?

  2. На основе анализа различных литературных источников сформулируйте требования к организации работы по развитию слухового восприятия. Выделите среди них специфические и общепедагогические. Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее важны при проведении занятий по развитию слухового восприятия?

  3. Изучите «Положение о работе слухового кабинета», опубликованное в журнале «Дефектология» в 1993 г. Выделите основные вопросы «Положения…».

  4. Каково назначение слухового кабинета в школах глухих и слабослышащих детей?

  5. Перечислите оборудование слухового кабинета в школах глухих и слабослышащих (для фронтальных занятий по слуховой работе).

  6. Что входит в организацию и содержание работы сурдопедагогов слуховом кабинете (завуча по слуховой работе).

  7. Какую методическую помощь по организации работы по развитию слухового восприятия оказывает сурдопедагог слухового кабинета (завуч по слуховой работе) учителям и воспитателям в специальной школе?

  8. Какие разделы входят в план методической работы школы по развитию слухового восприятия?

  9. Перечислите документацию сурдопедагога слухового кабинета (завуча по слуховой работе).

  10. Какими документами должен пользоваться сурдопедагог при составлении календарного плана?

  11. Сколько индивидуальных занятий отводится для изучения новой темы глухих учащихся и слабослышащих учащихся?

  12. На чем основывается дифференцированный подход к планированию объема речевого материала для обучения восприятию его на слух глухими и слабослышащими детьми?

  13. Составьте календарный план работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях:

а) глухих детей на III четверть в 1,3,5 классах;

б) слабослышащих детей на III четверть во 2,4 классах.

Отразите следующие рубрики: а) номер занятия по порядку; б) тема занятия; в) речевой материал; г) дидактический материал; д) виды работы; е) аппарат; ж) расстояние; з) примечания.

  1. Обоснуйте распределение времени по темам четвертного плана.

  2. Сопоставьте составленный Вами календарный план с планом педагога индивидуальных занятий. Внесите в свой план коррективы (если это необходимо), уточните объем речевого материала для глухих детей со значительными остатками слуха, для глухих детей с I – II группами глухоты и для глухих детей с III – IV группами глухоты.

  3. В каком виде представлен речевой материал, предлагаемый для слухового восприятия, в календарных планах учителей начальных классов, общеобразовательных предметов и воспитателей?

  4. Какие разделы входят в ежедневные планы на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия?

  5. Как педагог подбирает речевой материал для повторения на каждом индивидуальном занятии?

  6. Составьте планы индивидуальных занятий в 1 и 3 классах школы глухих по 1 теме.

  7. Составьте планы индивидуальных занятий в 1 и 3 классах школы слабослышащих по 1 теме.

  8. Как организован учет работы по развитию слухового восприятия в специальных учреждениях?

  9. Какой речевой материал входит в проверочную контрольную работу по развитию слухового восприятия в 0, 1-3, 4-5 и других классах школ глухих и слабослышащих?

  10. Какая документация оформляется после проведения контрольной проверочной работы по развитию слухового восприятия в конце учебного года?

  11. Сопоставьте данные контрольной проверки навыков развития слухового восприятия глухих или слабослышащих учащихся в 1-5 классах.

  12. По данных характеристик, составленных на учащихся в конце каждого учебного года, определите – можно или нет говорить о динамике развития слуховой функции. Обоснуйте свой ответ.

  1. Перечислите факторы риска по глухоте и тугоухости, которые необходимо учитывать у новорожденных детей и младенцев.

  2. Нужно ли протезировать глухих и слабослышащих детей на 1 году жизни? Если Ваш ответ – «да» – то выберите правильный вариант протезирования:

а) 1 аппарат – 2 аппарата

б) аппараты заушные, внутриушные, карманные

в) аппараты импортного или отечественного производства с соответствующими характеристиками.

  1. Когда необходимо оказывать коррекционную помощь глухими и слабослышащим детям младенческого и раннего возраста?

  2. В чем заключаются особенности обучения восприятию и воспроизведению устной речи детей младенческого и раннего возраста?

  3. В каком возрасте начинаются регулярные индивидуальные занятия ребенка с сурдопедагогом?

  4. Когда ребенок может начинать занятия с сурдопедагогом в малых группах?

  5. Определите место и роль индивидуальных и фронтальных занятий по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников.

  6. Опишите методику обучения дошкольников: а) различению звучащих игрушек; б) определению количества звучаний; в) различению на слух долготы, громкости, слитности, темпа и ритма звучаний; г) определению направления звука; д) различению на слух звучаний марша, вальса и польки; е) различению на слух хорового сольного исполнения, ж) различению на слух звучаний мужского и женского голоса.

  7. Разработайте конспекты занятий по перечисленным направлениям для детей младшего, среднего, старшего и подготовительной группы (на выбор).

  8. Опишите методику обучения дошкольников восприятию на слух слов.

  9. Какой наглядный материал использует сурдопедагог при обучении дошкольников восприятию на слух слов?

  10. Какое количество слов предъявляет сурдопедагог для различения и опознавания дошкольникам в младшей, средней, старшей и подготовительной группах?

  11. Опишите этапы обучения дошкольников восприятию на слух фраз.

  12. Какие действия и речевые реакции дошкольников возможны, согласно методике в ответ на слуховое восприятие фраз – поручений, вопросительных фраз и повествовательных предложений?

  13. Какой наглядный материал использует сурдопедагог при обучении восприятию фраз?

  14. Опишите обучение восприятию на слух текстов, состоящих из: а) знакомых по звучанию слов; б) знакомых по звучанию слов в сочетании с незнакомыми.

  15. Как меняется объем текста, предъявляемого на слух, в зависимости от: а) возраста дошкольника и срока обучения в детском саду; б) возраста школьника и срока обучения в школе?

  16. Определите последовательность отработки восприятия на слух ключевых слов, словосочетаний, вопросов к тексту, отдельных фраз из текста и самого текста для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.

  17. Какова роль догадки в опознавании слов?

  18. Опишите методику работы над текстом, выделяя слухозрительное и слуховое восприятие материала текста детьми разных возрастных категорий.

  19. Перечислите особенности обучения восприятию на слух текстов в 4-5 классах и 6-7 классах.

  20. Каковы особенности работы по развитию слухового восприятия слабослышащих дошкольников?

  21. Проанализируйте по годам обучения Программу «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» – раздел «Развитие слухового восприятия». Определите содержание работы на каждом году обучения.

  22. В чем отличия работы по развитию слухового восприятия слабослышащих и глухих детей школьного возраста?

  23. Какие виды работ можно использовать при развитии слухового восприятия глухих и слабослышащих детей?

  24. Перечислите виды работ, которые больше подходят для развития слухового восприятия: а) детей дошкольного возраста; б) младших школьников; в) учащихся средних и старших классов.

  25. Что Вам известно из истории развития слуха у неслышащих детей в Германии и других странах?

  26. Раскройте методические пути развития слуха глухих и слабослышащих детей в Германии и других странах Европы.

  27. Как оценивает возможности развития слухового восприятия глухих детей А. Леве (Германия)?

  28. Изучите внимательно игры, рекомендованные А. Леве для развития слуха глухих и слабослышащих детей. Определите, в каком возрасте можно использовать данные игры. Пользуйтесь материалом пособия.

  29. Что Вам известно о верботональной системе реабилитации лиц с нарушениями слуха в центре «СУВАГ»?

  30. Что входит в комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику детей с нарушениями слуха в данном центре?

  31. Как организована коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в центре «СУВАГ»?

  32. Какова роль фонетической ритмики и музыкальной стимуляции в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха?


^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование раздела

Вид задания для самостоятельной работы

Вопросы диагностики нарушений слуховой функции глухих и слабослышащих

Написание рефератов, подготовка мультимедийных презентаций, анализ аудиограмм. Работа с таблицами «Методы исследования слуха», «Примерная схема оценки слуха». Выполнение заданий для самостоятельных работ по темам.

Организация работы по РСВ глухих и слабослышащих,

Написание рефератов, подготовка мультимедийных презентаций. Заполнение таблиц по ЗУА ФОСиР (в электронном и бумажном варианте)

Методика работы по РСВ глухих и слабослышащих

Подготовка мультимедийных презентаций, создание портфолио, написание рефератов, разработка методических пособий и конспектов.


^ Рекомендуемая литература.

ОСНОВНАЯ:

  1. Королева И.В. «Диагностика и коррекция нарушений слуховых функций у детей раннего возраста», - СПБ, КАРО, 2005

  2. Королева И.В. «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых», - СПБ, КАРО, 2009.

  3. Королевская Т.К. «развитие слухового восприятия слабослышащих детей! – М, Владос, 2004

  4. Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений I вида – М: Просв., 2005

  5. Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений II вида – М: Просв., 2006

  6. Сурдопедагогика: учебник для студентов дефектологического факультетов/Под. ред. Е.Г. Речицкой.- М., Владос, 2004.

  7. Сурдопедагогика. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов /Под. ред. Е.Г. Речицкой.- М., Владос, 2004

  8. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М., 2005

osnovnoj-spisok-rasporyazhenie-ot-16-maya-2011-g-370-r-g-kemerovo.html
osnovopolozhniki-promishlennoj-sistemotehniki-chast-2.html
osobaya-blagodarnost-za-rabotu-po-sostavleniyu-sbornika.html
osobennosti-aktivnih-metodov-obucheniya-v-visshej-shkole.html
osobennosti-audita-v-turizme.html
osobennosti-bibliograficheskih-raziskanij-v-internet-ratmanova-svetlana-borisovna.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koordinaciya-deyatelnosti-mbou-sosh-20-po-poiskovo-prosvetitelskoj-ekspedicii-imya-kubani.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskij-dokumentalnij-film-v-nebe-russkie-vityazi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtoritet-rukovoditelya-chast-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sankt-peterburge-zakrilsya-punkt-obogreva-bezdomnih-s-molotka-ushli-gitara-kostnera-i-kniga-kinga-15.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razvitie-narodnogo-hozyajstva-sssr-v-poslevoennij-period.html
  • studies.bystrickaya.ru/giena-vostochnoj-evropi-vojna-i-mi-voennoe-delo-glazami-grazhdanina.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-normirovaniyu-truda-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-obrazovatelnih-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-federalnoj-sluzhbi-ispolneniya-nakazanij-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-gigiena-zhivotnih-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizaciya-vospitatelnogo-potenciala-vneurochnoj-deyatelnosti-shkolnikov-srednego-i-starshego-zvena.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bektld-kegoc-a-basarmasini.html
  • education.bystrickaya.ru/4-energosbitovaya-deyatelnost-plan-komplektovaniya-uchebnih-grupp-na-2009-god-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-kursa-3-klass.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-uchebno-tematicheskij-plan-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-anatomiya-fiziologiya-i-patologiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istori-ografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya.html
  • student.bystrickaya.ru/10-klass-himiko-biologicheskij-profil.html
  • literatura.bystrickaya.ru/roza-majskaya-roza-maialis-zadachami-issledovaniya-yavlyayutsya-sleduyushie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-s-14-22-sistema-vneurochnoj-deyatelnosti-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-s-23-27-upravlenie-realizaciej-obrazovatelnoj-programmi-s-28-29-stranica-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/obyazatelni-li-rodovie-boli-net-test-d-pirsona-schitaj-do-10-mame-nado-bit-silnoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-k-laboratornim-rabotam-po-discipline-cifrovie-vichislitelnie-ustrojstva-i-mikroprocessori-pribornih-kompleksov.html
  • turn.bystrickaya.ru/osuzhdenie-eretikov-v-p-pazilovoj-oformlenie-perepleta-hudozhnika-e.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenam-dlya-aspirantov-po-kursu.html
  • books.bystrickaya.ru/e-a-belov-bryan-gos-tehn-un-t-nauch-red-s-m-brundasov-bryansk-izd-vo-bgtu-2010-349-s-isbn-5-89838-495-1-90-r-84-k.html
  • report.bystrickaya.ru/i-e-leshev-glavnij-arhitektor-proekta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-xl-i-h-mezhdunarodnoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-student-i-nauchno-tehnicheskij-progress-16-20aprelya-2011g-stranica-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-11-priglashenie-k-uchastiyu-v-aukcione-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
  • exam.bystrickaya.ru/vibuhov-rechovini-ta-zasobi-pdrivannya.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-oklad-o-strategicheskih-prioritetah-dejstvij-dolgovr-emennoe-ispolzovanie-razvitie-i-sohranenie-geneticheskih-resursov-zhivotnih-dlya-prodovolstviya-i-selskogo-hozyajstva-stranica-7.html
  • student.bystrickaya.ru/21-procedura-zashiti-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-kompleks-trebovanij-k-vipuskniku-po-specialnosti-finansi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-oblastnogo-konkursa-festival-tvorcheskogo-pisma-po-inostrannim-yazikam.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-uchastiya-sostoyanie-i-razvitie-sistemi-obrazovaniya-v-2008-2009-uchebnom-godu.html
  • education.bystrickaya.ru/3317-podpis-dokumenta-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-gou-vpo-bashkirskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet.html
  • college.bystrickaya.ru/28-fevralya-2006-g-n-33-ob-utverzhdenii-instrukcii-o-poryadke-realizacii-vzimaniya-podohodnogo-naloga-s-fizicheskih-lic-i-formah-nalogovogo-ucheta-stranica-15.html
  • klass.bystrickaya.ru/administrativnoe-upravlenie-glavnoe-arhivnoe-upravlenie-pri-sovete-ministrov-sssr.html
  • write.bystrickaya.ru/g-sochi-krasnaya-polyana-20-25-marta-2012-g-protokol-sorevnovanij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.