.RU

Методы зоопсихологических исследований и исследований в сравнительной психологии

Введение

Тема нашей курсовой работы « методы зоопсихологических исследований и исследований в сравнительной психологии». Актуальность данной темы обусловлена тем, что с самого начала развития психологии как науки психологов интересовала проблема исследования поведения человека, причин и мотивов этого поведения. И так как человек является собой субъектом достаточно сложным для изучения, многими учеными предпринимались попытки изучения поведения животных с более низким развитием высших психических функций. Было предпринято множество различных попыток разъединения поведения на более простые детерминанты, с помощью которых далее можно было бы объяснить поведение животных и человека.

В настоящее время наука о поведении животных – зоопсихология – переживает период активного развития.

Зоопсихология изучает психику на основе анализа поведения: детальный анализ движения животных в самых простых ситуациях, организованных зоопсихологом, в научном поиске из того, что основой и источником психического отражения является у животных их поведение, «животная практика». Качественное различие между ней и практикой человека заключается в том, что животные не поднимаются выше уровня общей приспособительной предметной деятельности, в то время как у человека решающее значение имеет недоступная животным высшая, продуктивная форма предметной деятельности - труд. Для зоопсихологии важны приобретенные особенности. Она рассматривает процесс взаимодействия животного с окружающей средой в несложно контролируемых условиях. Зная прошлый опыт животного и ставя его в новую ситуацию, зоопсихолог изучает отражение окружающей среды. В настоящее время создано множество различных методов исследования зоопсихологии и сравнительной психологии, используемых в практической деятельности. Конкретно психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом путем детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определенных задач. Эти задачи ставятся так, чтобы по движениям животного можно было с наибольшей точностью судить об изучаемом психическом качестве. Одновременно должны учитываться физиологическое состояние животного, внешние условия, при которых проводится опыт, и вообще все существенные факторы, способные оказать влияние на результат эксперимента.

Важную роль играют в зоопсихологических исследованиях и наблюдения за поведением животного в естественных условиях. Здесь важно проследить изменения, наступающие в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Это позволяет судить как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных функциях последней. Как в лабораторных, так и в полевых условиях высокоразвитая наблюдательность исследователя является важнейшим залогом успеха его работы.

Хотя изучение структуры поведения животного предполагает в первую очередь качественную оценку его активности, немалое значение имеют и точные количественные оценки в зоопсихологических исследованиях. Это относится к характеристике как поведения животного, так и внешних условий.

Объект: Методы зоопсихологических исследований и исследований в сравнительной психологии.

Предмет: Процесс формирования пространственной ориентации животных с помощью метода лабиринта

Цель: Выявить теоретические предпосылки способностей животного к научению и формированию пространственной ориентации.

Гипотеза: Метод лабиринта способствует научению животных и формированию ориентировочной деятельности.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать существующие подходы изучения методов исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.

3. Рассмотреть проведенные исследования различных школ зоопсихологии.

4. Провести анализ и интерпретацию результатов исследований.

Глава 1. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии

1.1 Предмет, задачи и значение зоопсихологии

Зоопсихология одна из основных базовых отраслей общей психологии изучающая проявления закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития. Она дает важную информацию для понимания природы психического и обобщает общую психическую теорию. Но прежде чем приступить к рассмотрению предмета и задач зоопсихологии, необходимо уточнить, что мы понимаем под психикой, поведением и психической деятельностью у животных.

Психика является формой отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. При этом, служа активному отражению объективной реальности, материи, психика сама есть свойство высокоразвитой органической материи. Этой материей является нервная ткань животных (или ее аналоги). У подавляющего большинства животных имеется головной мозг – центральный орган нервно-психической деятельности.

Психика животных неотделима от их поведения, под которым мы понимаем всю совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Психическое отражение осуществляется на основе этой активности в ходе воздействий животного на окружающий мир. При этом отражаются не только сами компоненты окружающей среды, но и собственное поведение животного, а также произведенные им в результате этих воздействий изменения в среде. Притом у высших животных (у высших позвоночных), которым свойственны подлинные познавательные способности, наиболее полноценное и глубокое отражение предметов окружающего мира совершается именно в ходе их изменения под воздействием животного.

Таким образом, справедливо считать психику функцией животного организма, состоящей в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и результате направленной на этот мир активности, т.е. поведения. Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа. Как показал еще И.М.Сеченов, психика зарождается и умирает с движением, поведением.

Итак, первопричина психического отражения – поведение, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, без поведения нет психики. Но справедливо и обратное, ибо, являясь производной поведения, психика вторично сама корректирует и направляет внешнюю активность организма. В этом и состоит приспособительная роль психики: адекватно отражая окружающий мир, животное приобретает возможность ориентироваться в нем и в результате адекватно строить свои отношения с биологически значимыми компонентами среды.

Сущность диалектического единства поведения и психики лучше всего выражает понятие «психическая деятельность». Под психической деятельностью животных мы понимаем весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Такое понимание психической деятельности, неразрывного единства психики и поведения животных, открывает перед зоопсихологией путь к истинному познанию их психических процессов и к плодотворному изучению путей и закономерностей эволюции психики. Поэтому, учитывая примат поведения в психическом отражении, мы будем при обсуждении отдельных аспектов психической деятельности животных исходить прежде всего из анализа их двигательной активности в конкретных условиях их жизни. Одновременно должны учитываться физиологическое состояние животного, внешние условия, при которых проводится опыт, и вообще все существенные факторы, способные оказать влияние на результат эксперимента.

Определив объект зоопсихологии – психическую деятельность животных, мы можем теперь сформулировать предмет зоопсихологии как науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онтои филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Зоопсихолог изучает эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики.

Таким образом, компетенция зоопсихолога находится в пределах двух граней – нижней и верхней, представляющих собой одновременно главные вехи эволюции психики вообще. Нижняя грань знаменует начало психического отражения, исходную ступень его развития, верхняя – смену животной психики человеческой. Нижняя грань означает проблему качественного различия отражения у растений и животных, верхняя – у животных и людей. В первом случае приходится решать вопросы происхождения психики из более элементарной формы отражения, во втором – зарождения человеческой психики из элементарной по отношению к ней психики животных.

Значение зоопсихологии.

Данные, полученные в ходе зоопсихологических исследований, важны для решения коренных проблем психологии, в частности для выявления корней психологической деятельности человека, закономерностей происхождения и развития его сознания. В детской психологии зоопсихологические исследования помогают выявить биологические основы психики ребенка, ее генетические корни. Зоопсихология вносит свой вклад и в педагогическую психологию, ибо общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение. В результате такого общения устанавливаются сложный психический контакт и взаимодействие между обоими партнерами, что может быть эффективно использовано для умственного и нравственного воспитания детей.


obshie-svedeniya-o-kafedre-inostrannih-yazikov-gou-vpo-mgmsu-roszdrava-akademicheskij-kalendar-studenta-ii-kursa.html
obshie-svedeniya-o-mineralah.html
obshie-svedeniya-o-yazike-2-chasa--prikaz-ot-201-g-rabochaya-programma-kursa-russkogo-yazika-v-9-klasse.html
obshie-svedeniya-ob-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
obshie-tehnicheskie-trebovaniya-k-detskoj-obuvi-akkreditaciya-ispitatelnoj-laboratorii.html
obshie-trebovaniya-k-nalichiyu-periferijnogo-oborudovaniya-obshie-trebovaniya-k-apparatnoj-platforme.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ivadal-novejshee-dostizhenie-v-lechenie-narushenij-sna.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-nalogov-dohoda-pribili-i-rentabelnosti-metodicheskie-rekomendacii-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-discipline.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihoanaliz-v-literaturovedenii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipolnenie-godovogo-plana-profilakticheskih-privivok-o-sanitarno-epidemiologicheskoj-obstanovke-v-yalchikskom-rajone-v-2003-godu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-predmet-i-metod-istorii-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-periodizaciya-kursa-predmet-igpzs.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-pravo-polshi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-po-kursu-fiziki-uchitelya-filinoj-e-v-dlya-8-klassa-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-i-issledovanie-modelej-ustojchivih-sistem-inercialnoj-navigacii-05-13-18-matematicheskoe-modelirovanie-chislennie-metodi-i-kompleksi-programm.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rkteu-zhattamasi-rkteu-bojinsha-zhattama-astana-haliarali-uezhaji.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-v-6-klasse-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-zajceva-e-yu-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-nochnom-sadu-vesennie-zaboti-novie-stihi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-g-ekaterinburg-2005-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/beklemishev-ep-k-ek-n-doc-skagspankratova-ia-asp-rgpu-orientiri.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukazatel-sokrashenij-stranica-47.html
  • education.bystrickaya.ru/3-informatizaciya-i-globalizacii-informacionnaya-bezopasnost-v-mirovom-politicheskom-processe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/material-itogovogo-testirovaniya-znanij-studentov-zadachi-i-prakticheskie-situacij-po-kursu-uchebno-metodicheskoe.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sociologiya-vklyuchaet-v-sebya-rabochuyu-uchebnuyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashee-uchebnoe-posobie-podgotovleno-dlya-studentov-fakultetov-fizicheskoj-kulturi-udk-000000-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-rossijskoj-federacii-pravovie-aspekti.html
  • learn.bystrickaya.ru/gavrilov-o-a-kurs-pravovoj-informatiki-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uskorennoe-obuchenie-obsheniyu-i-vzaimodejstviyu-v-gruppah-na-kibernometrah-pyatogo-pokoleniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/anatolij-chubajs-poluchil-vlast-nad-zemelnimi-uchastkami-gosduma-rf-monitoring-smi-18-maya-2006-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-v-disciplinu-pechatnoe-i-poslepechatnoe-oborudovanie-rabochaya-programma-po-discipline-pechatnoe-i-poslepechatnoe.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-semnadcataya-drevnie-korni-koldovskih-uchenij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predstavitel-gubernatora-yanao-proinspektirovala-gotovnost-shkol-nadimskogo-rajona-k-uchebnomu-godu-informacionnoe-agentstvo-nakanuneru-04082011.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-tehnologiya-i-organizaciya-us-lug-pitaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-nedostojnaya-vtorogo-prochteniya-nedostojna-i-pervogo-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poryadok-obrasheniya-za-trudovoj-pensiej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sosanie-palca-problema-ili-norma.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-izo-dlya-5-go-klassa-borisovoj-g-a.html
  • books.bystrickaya.ru/d-s-lihachyov-predstayot-pered-nami-chelovekom-gluboko-obespokoennim-za-sudbu-on-s-bolshoj-gorechyu-pishet-o.html
  • education.bystrickaya.ru/-3-posyagatelstva-na-obshestvennie-otnosheniya-osnovannie-na-principe-osushestvleniya-ekonomicheskoj-deyatelnosti-na-zakonnih-osnovaniyah.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/shkola-is-bruka-malie-i-upravlyayushie-evm-chast-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/usloviya-i-sredstva-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-razdel-informacionno-analiticheskie-dannie-istoricheskaya-spravka-informaciya-o-shkole-1-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.