.RU

Маркетинговые исследования: программа маркетингового исследования

Конспект лекций по курсу

Программа исследования — это изложение его общей концепции в соответствии с основными целями проводимой деятельности и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Содержание и структура программы маркетинговых исследований зависят от главной цели исследуемой проблемы. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

Исследования могут носить теоретический и прикладной характер.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но, какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность должна отвечать в конечном счете практическим интересам производителя, потребителя и посредника.

Научно обоснованная программа — гарантия успеха всего исследования. В общем случае программа маркетингового исследования разделяется на 2 этапа:

Методологический этап:

Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

Определение цели и постановка задач исследования.

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Предварительный системный анализ объекта исследования.

Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный этап:

Принципиальный (стратегический) план исследования.

Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

1. Формулировка: проблема, объект и предмет исследования.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: познавательную и предметную.

В познавательной точки зрения проблемная ситуация — это «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях на рынке и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий», [140. С. 25].

Предметная сторона проблемы маркетинговых исследований — это дезорганизация рынка, противоречие или конфликт интересов производителя, потребителя, посредника и общественных институтов. С одной стороны, подобные состояния угрожают стабильному функционированию рынка, экономической ситуации в обществе, но одновременно являются главным фактором экономического развития общества, социальных групп, выражают деятельную сущность производителей, потребителей и посредников.

Предметная и познавательная стороны маркетинговых проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной ситуации на рынке, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для регулирования процессов на рынке. В других случаях — это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически не известна и конкретизирована, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны участников рынка.

Маркетинговые проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некоторых фирм и организации, другие затрагивают интересы целых регионов.

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

от соотносительной сложности рыночных субъектов, содержащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании;

от уровня необходимости в разрешении противоречий;

от состояния научного и практического знания в соответствующей области.

Обычна исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т. е. конкретизирует проблему.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

возможно более точное разграничение между неизвестным и известным связями в проблеме;

отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в проблеме;

дифференциация общей проблемы на её элементы и ранжирование их по приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть конкретный зависимость на рынке, или область рыночной действительности, или какие-то рыночные взаимоотношения, содержащие конфликт или противоречие. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит маркетинговое противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект маркетингового исследования — это то, на что направлен процесс познания (сегмент рынка, субъект рынка, группа потребителей и т.д.)

Помимо объекта, выделяется также предмет изучения, т.е. наиболее значимые с практической точки зрения свойства, стороны, особенности и закономерности поведения объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию поведения субъекта рынка. Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы — база (основа) разработки программы.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, т.е систему мероприятий, позволяющих разрешить противоречия. Задачи исследования – этапы, по которым достигается цель исследования.

Если основная цель формулируется как теоретическая, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы в области менеджмента, экономики и маркетинга.

Итак, определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные — вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Очень важно различать программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. В сущности, каждая стадия развертывания, программы и анализа получаемых данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность невозможно и нет надобности. Говоря в целом, формулировка задач исследования — это не единовременный акт, но скорее процесс. Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные задачи исследования (см. схему 1).

Схема 1

Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования


mehanicheskaya-asfiksiya-2.html
mehanicheskaya-kartina-mira.html
mehanicheskie-lesa-ot-pervonachalnih-ponyatij.html
mehanika-antichnost-i-ellinskij-period-chast-2.html
mehanika-solnechnoj-sistemi.html
mehanisticheskij-etap-v-evolyucii-estestvoznaniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosibirskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-d-shadrikov-17-marta-2000-g-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/bakterialnij-vaginoz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-eto-v-chastnosti-ukazivaet-obshepoliticheskij-ezhenedelnik-ukrainskoj-narodnoj-partii-narodne-slovo-2-sentyabrya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/no-esli-chelovek-ne-osoznayot-svoej-sili-to-vse-eto-kapkani-dlya-nego.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-laboratorno-prakticheskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • thescience.bystrickaya.ru/inna-malhanova.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mehanizm-raskruch-ya-inf-sprosa-harak-sya-tem-chto-snachala-uv-sya-den-massa-a-potom-sov-spros.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-po-teme-esli-vslushatsya-dushoyu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-vipolneniya-v-2011-g-doklad-ob-osushestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-v-sfere-zdravoohraneniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/attestaciya-rabochih-mest-gornogo-ceha-vzrivnih-rabot-otkritogo-akcionernogo-obshestva-kombinat-magnezit.html
  • testyi.bystrickaya.ru/autogennaya-regulyaciya-emocionalnih-sostoyanij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sushnost-i-znachenie-federalnogo-zakona-federalnaya-sluzhba-rossijskoj-federacii-po-kontrolyu-za-oborotom-narkotikov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-i-zadaniya-stranica-16.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-obsuzhdena-na-zasedanii-kafedri-kulturologii-i-iskusstvovedeniya-shiks-29.html
  • books.bystrickaya.ru/edinie-standarti-okazaniya-pervichnoj-kvalificirovannoj-yuridicheskoj-pomoshi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistemi-avtomaticheskoj-posadki-samoletov-dlya-xxi-veka-chast-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-zanyatiyam-s-171-tematika-pismennih-rabot-s-175.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannie-o-pobeditelyah-i-prizerah-municipalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-v-2009-2010gg.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-raboti-bezobzhigovie-stroitelnie-materiali-i-izdeliya-na-osnove-besklinkernih-i-maloklinkernih-glinosoderzhashih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-chast-1-obshestvennie-estestvennie-i-tehnicheskie-nauki-samara-2010-ministerstvo-sporta-turizma-i-molodezhnoj-politiki-samarskoj-oblasti.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-napravleniya-040400-62-socialnaya-rabota.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-perst-ukazuyushij-jen-pirs.html
  • diploma.bystrickaya.ru/volosne-upavlnnya-volosnij-sud-po-burzhuaznim-reformam-60-h-rr-19-go-st.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-operacionnogo-upravleniya-sberbanka-rossijskoj-federacii-chast-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskoe-zamechanie-paster-iskatel-slavi-na-zastolblyonnoj-territorii-johanesburg-1986-perevod-s-anglijskogo-a-zelinskogo-1987.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-17-obespechenie-kachestva-produkcii-tema-predmet-i-zadachi-kursa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-prognozirovanie-nacionalnoj-ekonomiki-specialnost-080103-nacionalnaya-ekonomika.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-zimnem-kubke-sdyusshor-3-2011-2012-uchebnogo-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezentaciya-zimnyaya-skazka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6m050900-arzhi-mamanditarina-magistraturaa-abildau-emtihanini-sratari.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-i-optimizaciya-torgovo-tehnologicheskogo-processa-optovo-roznichnogo-predpriyati.html
  • essay.bystrickaya.ru/chtenie-iii-tvorcheskaya-volya-ramacharaka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.