.RU

Маркетинговые исследования: программа маркетингового исследования

Конспект лекций по курсу

Программа исследования — это изложение его общей концепции в соответствии с основными целями проводимой деятельности и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Содержание и структура программы маркетинговых исследований зависят от главной цели исследуемой проблемы. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

Исследования могут носить теоретический и прикладной характер.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но, какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность должна отвечать в конечном счете практическим интересам производителя, потребителя и посредника.

Научно обоснованная программа — гарантия успеха всего исследования. В общем случае программа маркетингового исследования разделяется на 2 этапа:

Методологический этап:

Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

Определение цели и постановка задач исследования.

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Предварительный системный анализ объекта исследования.

Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный этап:

Принципиальный (стратегический) план исследования.

Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

1. Формулировка: проблема, объект и предмет исследования.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: познавательную и предметную.

В познавательной точки зрения проблемная ситуация — это «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях на рынке и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий», [140. С. 25].

Предметная сторона проблемы маркетинговых исследований — это дезорганизация рынка, противоречие или конфликт интересов производителя, потребителя, посредника и общественных институтов. С одной стороны, подобные состояния угрожают стабильному функционированию рынка, экономической ситуации в обществе, но одновременно являются главным фактором экономического развития общества, социальных групп, выражают деятельную сущность производителей, потребителей и посредников.

Предметная и познавательная стороны маркетинговых проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной ситуации на рынке, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для регулирования процессов на рынке. В других случаях — это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически не известна и конкретизирована, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны участников рынка.

Маркетинговые проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некоторых фирм и организации, другие затрагивают интересы целых регионов.

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

от соотносительной сложности рыночных субъектов, содержащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании;

от уровня необходимости в разрешении противоречий;

от состояния научного и практического знания в соответствующей области.

Обычна исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т. е. конкретизирует проблему.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

возможно более точное разграничение между неизвестным и известным связями в проблеме;

отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в проблеме;

дифференциация общей проблемы на её элементы и ранжирование их по приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть конкретный зависимость на рынке, или область рыночной действительности, или какие-то рыночные взаимоотношения, содержащие конфликт или противоречие. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит маркетинговое противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект маркетингового исследования — это то, на что направлен процесс познания (сегмент рынка, субъект рынка, группа потребителей и т.д.)

Помимо объекта, выделяется также предмет изучения, т.е. наиболее значимые с практической точки зрения свойства, стороны, особенности и закономерности поведения объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию поведения субъекта рынка. Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы — база (основа) разработки программы.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, т.е систему мероприятий, позволяющих разрешить противоречия. Задачи исследования – этапы, по которым достигается цель исследования.

Если основная цель формулируется как теоретическая, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы в области менеджмента, экономики и маркетинга.

Итак, определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные — вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Очень важно различать программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. В сущности, каждая стадия развертывания, программы и анализа получаемых данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность невозможно и нет надобности. Говоря в целом, формулировка задач исследования — это не единовременный акт, но скорее процесс. Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные задачи исследования (см. схему 1).

Схема 1

Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования


mehanicheskaya-asfiksiya-2.html
mehanicheskaya-kartina-mira.html
mehanicheskie-lesa-ot-pervonachalnih-ponyatij.html
mehanika-antichnost-i-ellinskij-period-chast-2.html
mehanika-solnechnoj-sistemi.html
mehanisticheskij-etap-v-evolyucii-estestvoznaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/muzikalnoe-obrazovanie-v-sovremennom-polikulturnom-kontekste.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-morfologicheskij-razbor-narechiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-ustanovki-sistem-ventilyacii-i-kondicionirovaniya-v-sankt-peterburge-na-vtoruyu-polovinu-1999-goda-chast-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/promishlennie-zdaniya-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-redaktorov-perevoda-vshesti-tomah-tom-1-ergonomika-kompleksnaya-nauchno-tehnicheskaya-disciplina-pod-redakciej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62prodolzhitelnost-stroitelstva-ii-puskovogo-kompleksa-kompleks-9957-2000-redakciya-0-proekt-organizacii-stroitelstva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-direktora-vaskovoj-inni-yurevni-2011-god-obshie-harakteristiki-zavedeniya-status-po-ustavu-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-iran-i-o-ponomareva-metodicheskij-material-podgotovlen.html
  • letter.bystrickaya.ru/naznachenie-i-boevie-svojstva-avtomata-kalashnikova.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-rabota-v-integrirana-programna-sreda-tehnologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-institucionalnogo-razvitiya-tasis.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socalna-poltika-ukrani-ta-perspektivi-rozvitku.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/virus-immunodeficita-cheloveka-i-tuberkulez.html
  • education.bystrickaya.ru/1-naznachenie-i-oblast-primeneniya-stranica-17.html
  • occupation.bystrickaya.ru/molodezh-i-narkotiki-popov-v-a-k68-profilaktika-narkoticheskoj-zavisimosti-u-detej-i-molodezhi-ucheb-posobie-dlya.html
  • institute.bystrickaya.ru/estestvennonauchnij-profil-primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-informatika-i-ikt.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-sostavlenie-zaprosov-dlya-poiskovih-sistem-s-ispolzovaniem-logicheskih-virazhenij.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-istoriya-razvitiya-rossijskogo-prava-okruzhayushej-sredi-brinchukm-m-b87-ekologicheskoe-pravo-pravo-okruzhayushej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8-avtomatizaciya-processov-dokumentacionnogo-obespecheniya-upravleniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-rossijskoj-gosudarstvennoj-statistiki-chast-7.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-75.html
  • desk.bystrickaya.ru/okruzhnie-kollegialnie-sudi-vprave-v-kachestve-pervoj-i-edinstvennoj-instancii-razreshat-konstitucionno-pravovie-kollizii-v-ramkah-pryamogo-amparo-v-sleduyushih-situaciyah.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodobnij-simeon-novij-bogoslov-slova-53-92-1993-stranica-14.html
  • student.bystrickaya.ru/123problemnie-seminari-analiz-uchebno-metodicheskoj-raboti-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-prostranstva-i-klassi-predprinimaemoe-zdes-issledovanie-soderzhit-smelij-zamisel-bit.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-fizicheskoj-kulture-4-go-klassa-obshego-profilya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shedevri-mirovoj-nauki-biblioteka-psihoanaliticheskoj-literaturi-pod-obshej-redakciej-professora-m-m-reshetnikova-stranica-27.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnaya-vlast-ee-yuridicheskie-priznaki-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-moskva-prospekt-mira-d-126-mnogokanalnij-7-495-762-80-96.html
  • credit.bystrickaya.ru/politika-bezopasnosti-pri-rabote-v-internete-tehnicheskoe-rukovodstvo-stranica-23.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-profilnogo-10-klassa-socialno-ekonomicheskaya-gruppa-doklad-direktora-mou-sosh-1.html
  • essay.bystrickaya.ru/britva-henlona-kuzin-f-a-sovremennij-imidzh-delovogo-cheloveka-biznesmena-politika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-uchebno-metodicheskij-kompleks-obrazovatelnih-programm-professionalnoj-perepodgotovki-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.