.RU

Маркетинговые исследования: программа маркетингового исследования

Конспект лекций по курсу

Программа исследования — это изложение его общей концепции в соответствии с основными целями проводимой деятельности и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Содержание и структура программы маркетинговых исследований зависят от главной цели исследуемой проблемы. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

Исследования могут носить теоретический и прикладной характер.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но, какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность должна отвечать в конечном счете практическим интересам производителя, потребителя и посредника.

Научно обоснованная программа — гарантия успеха всего исследования. В общем случае программа маркетингового исследования разделяется на 2 этапа:

Методологический этап:

Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

Определение цели и постановка задач исследования.

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Предварительный системный анализ объекта исследования.

Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный этап:

Принципиальный (стратегический) план исследования.

Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

1. Формулировка: проблема, объект и предмет исследования.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: познавательную и предметную.

В познавательной точки зрения проблемная ситуация — это «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях на рынке и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий», [140. С. 25].

Предметная сторона проблемы маркетинговых исследований — это дезорганизация рынка, противоречие или конфликт интересов производителя, потребителя, посредника и общественных институтов. С одной стороны, подобные состояния угрожают стабильному функционированию рынка, экономической ситуации в обществе, но одновременно являются главным фактором экономического развития общества, социальных групп, выражают деятельную сущность производителей, потребителей и посредников.

Предметная и познавательная стороны маркетинговых проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной ситуации на рынке, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для регулирования процессов на рынке. В других случаях — это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически не известна и конкретизирована, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны участников рынка.

Маркетинговые проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некоторых фирм и организации, другие затрагивают интересы целых регионов.

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

от соотносительной сложности рыночных субъектов, содержащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании;

от уровня необходимости в разрешении противоречий;

от состояния научного и практического знания в соответствующей области.

Обычна исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т. е. конкретизирует проблему.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

возможно более точное разграничение между неизвестным и известным связями в проблеме;

отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в проблеме;

дифференциация общей проблемы на её элементы и ранжирование их по приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть конкретный зависимость на рынке, или область рыночной действительности, или какие-то рыночные взаимоотношения, содержащие конфликт или противоречие. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит маркетинговое противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект маркетингового исследования — это то, на что направлен процесс познания (сегмент рынка, субъект рынка, группа потребителей и т.д.)

Помимо объекта, выделяется также предмет изучения, т.е. наиболее значимые с практической точки зрения свойства, стороны, особенности и закономерности поведения объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию поведения субъекта рынка. Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы — база (основа) разработки программы.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, т.е систему мероприятий, позволяющих разрешить противоречия. Задачи исследования – этапы, по которым достигается цель исследования.

Если основная цель формулируется как теоретическая, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы в области менеджмента, экономики и маркетинга.

Итак, определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные — вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Очень важно различать программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. В сущности, каждая стадия развертывания, программы и анализа получаемых данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность невозможно и нет надобности. Говоря в целом, формулировка задач исследования — это не единовременный акт, но скорее процесс. Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные задачи исследования (см. схему 1).

Схема 1

Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования


mehanicheskaya-asfiksiya-2.html
mehanicheskaya-kartina-mira.html
mehanicheskie-lesa-ot-pervonachalnih-ponyatij.html
mehanika-antichnost-i-ellinskij-period-chast-2.html
mehanika-solnechnoj-sistemi.html
mehanisticheskij-etap-v-evolyucii-estestvoznaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnazii-1-s-elhotovo-avgust-2008-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipiska-iz-rabochej-programmi-i-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-vtablice-priveden-perechen-laboratornih-rabot-i-obem-chasov-dlya-kazhdoj-raboti-a-takzhe-raspredelenie-po-semestram.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-zakonomernosti-rosta-dokumentnoj-informacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-75-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uvodni-belezhki-predmet-statut-i-metodi-na-psihologiyata-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/cennaya-bumaga-aleksander-g-bejli-dzh-investicii-sh25-per-s-angl.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistemi-kondicionirovaniya-vozduha-ofisa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/8-iyulya-st-st-19065-sentyabrya-1911-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-po-discipline-matematicheskij-analiz-1-vtoroj-semestr.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predstaviteli-rieltorskih-kompanij-chelyabinska-harakterizuyut-situaciyu-na-rinke-nedvizhimosti-po-itogam-aprelya-kak-stagnaciyu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-soglasovano-zamestitel-predsedatelya-komiteta-po-informatizacii-i-svyazi-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-16-elvin-toffler.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-opublikovana-v-zhurnale.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-russkomu-yaziku-2011-2012.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-politicheskoj-ekonomii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-obshestvennoj-palate-respubliki-bashkortostan.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-a-povoroznyuk-praktikum-po-istorii-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/etnicheskij-sostav-i-proishozhdenie-altajcev-istoriko-etnograficheskij-ocherk-stranica-21.html
  • college.bystrickaya.ru/33-ustanovlenie-vzaimosvyazi-haraktera-sluzhebnoj-deyatelnosti-sotrudnikov-tipam-i-vidam-deyatelnosti-strukturnih-podrazdelenij-pravoohranitelnih-organov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-krasnoyarsk-2009-udk-627-352.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovi-bojovogo-zastosuvannya-vjsk-rhb-zahistu.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-organizacii-chast-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/podprogramma-n-6-respublikanskaya-programma-deti-tatarstana-na-2008-2010-godi-pasport.html
  • composition.bystrickaya.ru/pod-klyuch.html
  • notebook.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-m.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ix-redaktori-ob-opite-svoej-raboti-nakoryakova-k-m-literaturnoe-redaktirovanie-m-izdatelstvo-ikar-2004-432-s.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proestate-dast-start-proektu-noteburg-mezhdunarodnij-investicionnij-forum-po-nedvizhimosti-proestate.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/virtualnie-realnosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-5-semestr-10-voprosi-k-zachetu-po-discipline-istoriya-russkoj-literaturi-posle-1917-veka-esteticheskij-plyuralizm-literaturnogo-processa-20-h-godov-literaturnie-gruppi-i-gruppirovki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/familiya-imya-otchestvo-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/merchandajzing-konditerskih-izdelij-i-sposobi-uvelicheniya-prodazh-plodi-dereva-bogov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-chto-oboznachaet-medicinskij-simvol-chasha-so-zmeej-otvet-medicinskie-simvoli.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-poete-i-muzikante-viktore-coe-stranica-16.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-kalendarnij-uchebnij-grafik-mobu-sosh-d-ivangorod-na-2011-2012-uchebnij-god-nachalo-uchebnogo-goda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/piratstvo-ot-antichnih-do-nashih-vremen.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.