Маркетинг в туризме - часть 2
.RU

Маркетинг в туризме - часть 2

Изучение демографических факторов макросреды за­нимает важное место при анализе рыночных возможнос­тей туристского предприятия. Маркетинг должен рассмат­ривать вопросы, касающиеся численности населения, раз­мещения его по отдельным странам и регионам, возраст­ной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так, рынок туризма людей по­жилого возраста является в настоящее время самым быст­рорастущим. Международный туризм 55-летних и старше в период с 1995 г. по 2000 г. возрос на 35 %, а до 2005 г. предположительно возрастет еще на 78 %. На Кавказских Минеральных Водах 68% от общего числа туристов составляют путешественники зре­лого возраста.

Демографические изменения затрагивают и семьи. Для каждой группы населения, классифицированной по тому или иному демографическому признаку, требуется "свой" турист­ский продукт. У каждой такой группы свой бюджет, что так­же должно изучаться специалистами по маркетингу.

К группе демографических факторов относится и урба­низация, т.е. увеличение доли городского населения. Она яв­ляется одной из основных предпосылок развития массовых форм туризма, т.к. степень выезда населения в туристские поездки прямо пропорциональна степени урбанизации. Са­мый высокий уровень урбанизации в городах КМВ это наблюдается в Пятигорске и прилежащих к нему районов, которые и являются основ­ными "поставщиками" туристов. В пределах одной стра­ны в городах степень туристской активности значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристс­кие поездки. Это объясняется, прежде всего, тем, что основ­ной предпосылкой развития массовых форм туризма во вто­рой половине XX в. явилась потребность в отдыхе (связан­ная со сменой обстановки, с путешествием), вызванная пе­регрузками и нервным напряжением, которые тем выше, чем крупнее город. К тому же на решение о выезде в познава­тельные туристские поездки оказывает влияние общий бо­лее высокий культурный и образовательный уровень город­ского населения.

Собрав данные о тенденциях в демографических про­цессах, можно проанализировать возможное их влияние на деятельность туристской фирмы, определить направ­ления приложения основных усилий и прогнозировать результаты будущей работы.

Экономические факторы не менее важны, чем демографи­ческие. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиен­тов. Важно определить еще сколько и какие услуги они захо­тят приобрести. На платежеспособный процесс населения ока­зывает влияние много факторов, среди которых и уровень эко­номического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристские услуги от уровня дохода.

Немаловажно также знать структуру распределения до­ходов между различными группами населения. Неравно­мерность такого распределения — вполне закономерное явление. Поэтому при выборе для обслуживания опреде­ленного сегмента рынка фирма должна исходить из мате­риального положения своих потенциальных клиентов. Кроме того, чрезвычайно важно исследовать структуру расходов потребителей. Это позволяет приблизительно определить, какая доля расходов каждой группы населе­ния приходится на потребление туристских услуг. Так, в мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли туристских услуг в общей структуре потребления населе­ния. Усредненные данные по городам КМВ свидетель­ствуют, что население вы­нуждено тратить только на приобретение продуктов пи­тания около 70 % своих доходов. Такая ситуация отрица­тельно влияет на развитие рынка туристских услуг.

Природные факторы не могут не влиять на деятель­ность туристского предприятия, тем более, что вопросы рационального использования природных ресурсов, охра­ны окружающей среды переходят в разряд глобальных. Кроме того, природные факторы (климат, топография, флора и фауна) — важнейший элемент побуждения кли­ентов к совершению путешествия и привлечения турис­тов в тот или иной регион или страну. Так, например, при­родные ресурсы региона Кавказских Минеральных Вод позволяют привлечь туристов не только в летний период. Что в значительной степени могло бы положительно сказаться на развитии региона. Так как природо­пользование все больше подпадает под контроль государ­ства, то фирмы в своей маркетинговой деятельности дол­жны учитывать и данный аспект.

Маркетинг туристского предприятия находится под воз­действием социально-культурных факторов. Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отноше­ний людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Знание социально-культурных факторов очень важно, так как они влияют как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду предприятия (например, отношение сотрудников к работе).

Анализ научно-технических факторов позволяет сво­евременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых ви­дов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

Научно-технический прогресс несет в себе огромные воз­можности и не менее серьезную угрозу для фирмы. Любые новшества грозят вытеснением, устаревшим технологиям и ме­тодам работы, что чревато самыми неприятными последстви­ями, если не проявить должного внимания к исследованию факторов научно-технического характера.

Исследование политико-правовых факторов макроокруже­ния должно проводиться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государ­ственной власти и управления в отношении развития обще­ства и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рам­ки отношений, дает туристскому предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий и прием­лемые методы отстаивания своих интересов. При этом необ­ходимо изучать законодательно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в целом, и туристский бизнес в частности.

Проводя исследования факторов макросреды, очень важно иметь в виду два принципиальных момента.

Во-первых, все факторы макроокружения маркетинга сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо вести не по отдельности, а систем­но, в комплексе.

Во-вторых, степень воздействия факторов макросреды на различные предприятия неодинакова и зависит от их разме­ров, территориального расположения, особенностей деятель­ности и т.д.

Кроме того, фирма должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают на ее функционирование наи­более существенное влияние. Поэтому важно выявить те фак­торы, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия. Также целесообразно знать внешние фак­торы, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.

Непосредственное окружение представлено теми состав­ляющими внешней маркетинговой среды, с которыми турис­тское предприятие находится в непосредственном взаимодей­ствии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказы­вать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвра­щении появления угроз ее дальнейшему существованию.

Первые "среди равных" в непосредственном внешнем ок­ружении туристской фирмы — это, безусловно, потребите­ли. Их изучение позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов.

Следующей важнейшей составляющей непосредствен­ной внешней среды являются конкуренты, участвующие в непрекращающемся соперничестве за предпочтения потре­бителей. Американский специалист в области маркетинга Дж.Пилдич в своей книге "Путь к покупателю" подчеркива­ет, что знать своих конкурентов, — значит, не жалея време­ни и сил, скрупулезно изучать их. Для чего это необходимо? А для того, что именно конкуренты задают те критерии, ко­торые фирме предстоит достичь или превзойти.

Учитывая чрезвычайную важность первых двух состав­ляющих непосредственного окружения внешней среды мар­кетинга, изучение потребителей и исследование конкурентов выделяются в самостоятельные направления маркетинговых исследований.

Практически ни одно туристское предприятие не в состо­янии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоста­вить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обыч­но привлекаются соответствующие предприятия и орга­низации ("смежники"), обеспечивающие недостающие зве­нья в комплексном обслуживании:

· средства размещения;

· транспортные фирмы;

· экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляю­щие услуги по сопровождению и информационному обеспече­нию туристов;

· посреднические туристские предприятия;

· торговые предприятия;

· предприятия общественного питания и т.д.

Существенное влияние на деятельность туристского пред­приятия оказывают отношения с контактными аудиториями. Они представляют собой группы лиц, организаций, учрежде­ний, потенциально или реально воздействующих на деятель­ность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного отношения к ней.

Основными контактными аудиториями, окружающими туристскую фирму, являются:

· финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и другие финансово-кредит­ные институты);


martin-de-aspilkueta-navarro-ekonomicheskaya-misl-v-ispanii-xvi-veka-salamankskaya-shkola.html
martin-iden-kak-avtobiograficheskij-roman-tvr-dzheka-londona-martn-den-yak-roman-avtobografya.html
martinov-vasilij-patrikeevich.html
masaki-ko-yaponskaya-kuhnya-chast-11.html
masaki-ko-yaponskaya-kuhnya-chast-16.html
masaki-ko-yaponskaya-kuhnya-chast-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novij-god-i-rozhdestvo-v-vuokatti-kottedzhi-holidej-klub-katinkulta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-tehniki-dlya-osnovnoj-i-srednej-polnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-sb-perechnejnauchnij-redaktor-d-p-n-prof-a-v-smirnov-m-stranica-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alternativnie-i-variativnie-formi-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-chastnij-detskij-sad.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-prohozhdeniya-studentami-5-kursa-fakulteta-pedagogiki-i-psihologii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchastie-tretih-lic-v-arbitrazhnom-processe-chast-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voshodit-k-persidskomu-hidu-nadpisi-v-naksh-i-rustam-i-persepole-carej-dariya-522-486-g-do-n-e-i-kserksa-486-465-do-n-e-pozdnee-hindu-zhitel-sinda-indii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-formirovaniya-informacionnoj-kulturi-uchashihsya-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti-sankt-peterburg-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-spisok-ekspertov-analiticheskij-otchet-po-rezultatam-sociologicheskogo-issledovaniya-moskva-2010-g.html
  • books.bystrickaya.ru/chetvertoj-glavi-generatori-sluchajnih-i-psevdosluchajnih-posledovatelnostej-na-cifrovih-elementah-zaderzhki-osnovi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiya-vozvedeniya-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vneshnetorgovaya-deyatelnost-respubliki-koreya-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostav-proektnih-materialov-stranica-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-referatov-po-elektroenergeticheskoj-i-elektrotehnicheskoj-tematikam-molodezhnoj-sekcii-rnk-sigre.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-shmo-klassnih-rukovoditelej-publichnij-otchet-mou-sosh-10.html
  • education.bystrickaya.ru/1-stili-abzacev-zagolovok-1-opisanie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/partii-i-partijnie-sistemi-v-rossijskoj-istorii-chast-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/613-sudebno-buhgalterskaya-ekspertiza-kniga-sudi-sudebnaya-ekspertiza-prospekt.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/apostol-pavel-ot-ierusalima-do-kraya-zemli-ruf-taker-ruf-taker.html
  • school.bystrickaya.ru/epilog-devyatnadcat-let-spustya-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-mchs-rf-poznakomit-deputatov-gosdumi-s-zadachami-ministerstva-na-2009-god-v-gosdumu-vnesen-zakon.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-2-efir-chistoe-soznatelnoe-edinstvo-prolog-sovremennaya-nauka-ne-sovershenna.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-i-v-zemskih-i-redaktor-n-dmitrevskaya-hudozhestvennij-redaktor-v-zemskih-verstka-v-zasseeva-korrektori.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-o-povishenii-kvalifikacii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-19-anne-obrien-rice-the-tale-of-body-thief.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-informacionnij-aspekt-izmereniya-klassifikaciya-fizicheskih-velichin-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ochistka-gazovih-vibrosov-na-predpriyatiyah-regiona-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-280201.html
  • institut.bystrickaya.ru/tlinkiti-katalog-kollekcij-kunstkameri.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-urokov-velichajshih-menedzherov-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/1933g-tragediya-goloda-na-ukraine-1933-tragedya-golodu-chast-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-i-rezultatah-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-za-2005-2008-uchebnie-godi.html
  • student.bystrickaya.ru/25-znameniya-v-amerike-posvyashaetsya-70-letiyu-so-dnya-yavleniya-bhagavana-satya-sai-babi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predislovie-k-elektronnomu-izdaniyu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-osnovnie-harakteristiki-grupp-uskorennogo-razvitiya-n-v-shuligina-perevod-s-anglijskogo-o.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-45-formi-obespecheniya-kreditaotvet-vopros-1.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-ustava-oon-v-silu-chego-vse-chle-da-otmetka-na-veksele-oznachayushaya-chto-dannij-veksel-mozhet-bit-vozvrashen.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.